Проявления эмоциональных состояний детей, воспитывающихся в семье и доме ребенка, и их распознавание взрослыми*

1420

Аннотация

Проведено сравнительное исследование проявлений эмоционального состояния в вокализациях, речи, лицевой экспрессии детей первых трех лет жизни, здоровых (n=30) и имеющих неврологические нарушения (n=20), растущих в условиях семьи, и детей, воспитывающихся в доме ребенка (n=26). Показана способность определения взрослыми двух групп (экспертами с профессиональным опытом работы с детьми и взрослыми, не имеющими детей) разных эмоциональных состояний детей. Установлены закономерности распознавания взрослыми проявлений эмоциональных состояний, общие для детей трех исследуемых групп, связанные с лучшим распознаванием состояния дискомфорта по звуковым сигналам и спокойного состояния и радости по лицевой экспрессии. Выявлено улучшение распознавания взрослыми эмоционального состояния детей с увеличением их возраста. Взрослые с большей вероятностью определяют эмоциональное состояние здоровых типично развивающихся детей, с меньшей вероятностью – детей, растущих в доме ребенка.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РГНФ № 13-06-00041а, № 17-06- 00503а ,РФФИ № 16-06- 00024а, № 15-06-07852a.

Ключевые слова: проявление эмоциональных состояний, неврологические нарушения, депривация, перцептивный анализ, акустические характеристики, лицевая экспрессия

Рубрика издания: Психология состояний

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100108

Для цитаты: Фролова О.В., Ляксо Е.Е. Проявления эмоциональных состояний детей, воспитывающихся в семье и доме ребенка, и их распознавание взрослыми // Экспериментальная психология. 2017. Том 10. № 1. С. 109–128. DOI: 10.17759/exppsy.2017100108

Фрагмент статьи

Изучению эмоциональной сферы человека посвящено множество исследований. В них рассматривается соотношение роли врожденных (биологических) и социальных детерминант в формировании эмоций, описываются различные факторы, влияющие на этот процесс (например, см.: Izard, 1990; Ekman, Oster, 1979; Bevilacqua, Goldman, 2011).

Литература

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М: Академический проект, 2004. 232 с.
  2. Гречаный С.В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации: автореф. дисс. … канд. мед. наук. СПб, 1998. 22 с.
  3. Гречаный С.В., Микиртумов Б.Е. Типология невербального поведения младенцев в условиях мате- ринской депривации // Тезисы доклада на IV Международной конференции «Ребенок в современном мире» (8–10 октября, 1997 г.). СПб, 1997. С. 172–175.
  4. Григорьев А.С., Ляксо Е.Е. Слуховое восприятие слов детей 5–8 лет // Сенсорные системы. 2014. Т. 28. № 3. С. 28–35.
  5. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 464 с.
  6. Конькова М.Ю. Выражение эмоций на лицах детей раннего возраста в домах ребенка в ситуации ди- адных отношений.: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб, 2006. 23 с.
  7. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в раннем возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 335 с.
  8. Ляксо Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать-ребенок»: первый год жизни // Психологиче- ский журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 81–93.
  9. Ляксо Е.Е., Громова А.Д., Куражова А.В., Романова О.А., Остроухов А. В. Влияние материнской де- привации и неврологических заболеваний на речевое развитие детей первых трех лет жизни // Пси- хологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 102–112.
  10. Ляксо Е.Е., Фролова О.В. Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное ис- следование от рождения до 7 лет // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 24–35.
  11. Ляксо Е.Е., Кузнецова Т.Г., Фролова О.В. Отражение эмоционального состояния в вокализациях де- тей и шимпанзе // Вопросы психолингвистики. 2012. № 16. С. 156–163.
  12. Ляксо Е.Е., Сильвен М.С.А., Шестакова А.Н. Перцептивный, акустический и фонетический анализ вокализаций русских и финских младенцев второго полугодия жизни // Сенсорные системы. 2004. Т. 18. № 2. С. 111–123.
  13. Ляксо Е.Е., Столярова Э.И. Специфика реализации речевых навыков 4–5-летних детей в диалоге со взрослыми // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 48–57.
  14. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Григорьев А.С., Соколова В.Д., Яроцкая К.А. Распознавание взрослыми эмоционального состояния типично развивающихся детей и детей с расстройствами аутистического спектра // Российский физиологический журнал имени И.М. Сеченова. 2016. Т. 102. № 6. С. 729–741.
  15. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Громова А.Д., Гайкова Ю.С., Куражова А.В., Романова О.Д., Богорад М.А., Остроухов А.В., Соловьев А.Н. Базы данных речи русских детей «INFANTRU» и «CHILDRU» // Ре- чевые технологии. 2010. Т. 2. С. 14–30.
  16. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2003. 288 с.
  17. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электрон- ный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5 (7). URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 16.01.2017).
  18. Сорокина А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1987. 22 с.
  19. Ушакова Т.Н., Белова С.С. Истоки психолингвистического развития младенца первого года жизни // Вопросы психолингвистики. 2015. Т. 4. № 26. С. 182–195.
  20. Цвикер З., Фельдкеллер Р. Ухо как приемник информации. М.: Связь, 1971. 255 с.
  21. Шпиц Р.А., Коблинер У.Г. Первый год жизни. М.: Академический проект, 2006. 352 с.
  22. Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect // The place of attachment in human behavior / Eds. C.M. Parker, J. Stevenson-Hinde. N.Y.: Basic Books, 1982. Р. 3–30.
  23. Bennett D.S., Bendersky M. Lewis M. On Specifying Specificity: Facial Expressions at 4 Months // In- fancy. 2004. Vol. 6. № 3. P. 425–429. doi: 10.1207/s15327078in0603_8
  24. Berger J., Cunningham C.C. Aspects of early social smiling by infants with Down’s syndrome // Child Care Health Dev. 1986. Vol. 12. № 1. P. 13–24.
  25. Bevilacqua L., Goldman D. Genetics of emotion // Trends Cogn. Sci. 2011. Vol. 15. № 9. P. 401–408. doi: 10.1016/j.tics.2011.07.009
  26. Calvo M.G., Avero P., Fernández-Martín A., Recio G. Recognition Thresholds for Static and Dynamic Emotional Faces // Emotion. 2016. Vol. 16. № 8. P. 1186–1200. doi: 10.1037/emo0000192
  27. Camras L.A., Shutter J.M. Emotional Facial Expressions in Infancy // Emotion Review. 2010. Vol. 2. № 2. P. 120–129. doi: 10.1177/1754073909352529
  28. Ekman P., Oster H. Facial expressions of emotion // Ann. Rev. Psychol. 1979. Vol. 30. P. 527–554. doi:   10.1146/annurev.ps.30.020179.002523
  29. Field T.M., Walden T.A. Production and discrimination of facial expressions by preschool children // Child Development. 1982. Vol. 53. № 5. P. 1299–1311. doi:10.2307/1129020
  30. Geangu E., Quadrelli E., Conte S., Croci E., Turati C. Three-year-olds’ rapid facial electromyographic re- sponses to emotional facial expressions and body postures // Journ. Exp. Child Psychol. 2016. Vol. 144. P. 1–14. doi: 10.1016/j.jecp.2015.11.001
  31. Gustafson G.E., Green J.A. On the importance of fundamental frequency and other acoustic features in cry perception and infant development // Child Development. 1989. Vol. 60. № 4. P. 772–780.
  32. Izard C.E. Facial Expressions and the Regulation of Emotions // Journal of Personality and Social Psy- chology. 1990. Vol. 58. № 3. P. 487–498.
  33. Izard C.E., Abe J.A.A. Developmental Changes in Facial Expressions of Emotions in the Strange Situation During the Second Year of Life // Emotion. 2004. Vol. 4. № 3. P. 251–265. doi: 10.1037/1528-3542.4.3.251
  34. Izard C.E., Haynes O.M., Chisholm G., Baak K. Emotional Determinants of Infant-Mother Attachment // Child Development. 1991. Vol. 62. № 5. P. 906–917.
  35. Izard C.E., Huebner R.R., Risser D., Dougherty L. The young infant’s ability to produce discrete emotion expressions // Developmental Psychology. 1980. Vol. 16. P. 132–140.
  36. Izard C.E., Malatesta C. Perspectives on emotional development: I. Differential emotions theory of early emotional development // Handbook of infant development / Ed. J. Osofsky. N. Y.: Wiley, 1987. P. 494–554.
  37. Leger D.W., Thompson R.A., Merritt J.A., Benz J.J. Adult perception of emotion intensity in human infant cries: effects of infant age and cry acoustics // Child Development. 1996. Vol. 67. № 6. P. 3238–3249.
  38. Lindová J., Špinka M., Nováková L. Decoding of Baby Calls: Can Adult Humans Identify the Elicit- ing Situation from Emotional Vocalizations of Preverbal Infants? // PLoS One. 2015. Vol. 10. № 4. doi:   10.1371/journal.pone.0124317
  39. Lyakso E., Frolova O. Emotion state manifestation in voice features: chimpanzees, human infants, chil- dren, adults // Lecture Notes in Computer Science. 2015. Vol. 9319. P. 201–208. doi: 10.1007/978-3-319- 23132-7_25
  40. Lyakso E., Frolova O., Dmitrieva E., Grigorev A., Kaya H., Salah A.A., Karpov A. EmoChildRu: emo- tional child Russian speech corpus // Lecture Notes in Computer Science. 2015. Vol. 9319. P. 144–152. doi:  10.1007/978-3-319-23132-7_18
  41. Lyakso E., Grigorev A., Kurazova A., Ogorodnikova E. «INFANT.MAVS» - multimedia model for infants cog- nitive and emotional development study // Lecture Notes in Computer Science. 2014. Vol. 8773. P. 284–291.
  42. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A., Sokolova V., Yarotskaja K. Reflection of the emotional state in verbal and nonverbal behaviour of normally developing children and children with autism spectrum disorders. Proceedings of 17th European Conference on Developmental Psychology (September 8–12, 2015, Braga, Portugal). Bologna, Italy: Medimond, 2016. P. 93–98.
  43. Malatesta C.Z., Haviland J.M. Learning display rules: the socialization of emotion expression in infancy // Child Development. 1982. Vol. 53. № 4. P. 991–1003.
  44. Montagne B., Kessels R.P., De Haan E.H., Perrett D.I. The Emotion Recognition Task: a paradigm to mea- sure the perception of facial emotional expressions at different intensities // Percept. Mot. Skills. 2007. Vol. 104. № 2. P. 589–598. doi: 10.2466/pms.104.2.589–598.
  45. Scheiner E., Hammerschmidt K., Jürgens U., Zwirner P. Acoustic analyses of developmental changes and emotional expression in the preverbal vocalizations of infants // Journ. Voice. 2002. Vol. 16. № 4. P. 509– 529. doi: https://doi.org/10.1016/S0892-1997(02)00127-3
  46. Shimura Y, Imaizumi S. Emotional information in young infant’s vocalizations. ICP 95, Stockholm. 1995. Vol. 3. P. 412.
  47. Sorce J.F., Emde R.N. The meaning of infant emotional expressions: regularities in caregiving responses in normal and Down’s syndrome infants // Journ. Child Psychol. Psychiatry. 1982. Vol. 23. № 2. P. 145–58.
  48. Sullivan M.W., Lewis M. Emotional Expressions of Young Infants and Children // Infants and Young Children. 2003. Vol. 16. № 2. P. 120–142. doi: 10.1097/00001163-200304000-00005
  49. Wilson S., Flood T., Kramer N., McTigue D.J., Steinberg B. A study of facially expressed emotions as a func- tion of age, exposure time, and sex in children // Pediatr. Dent. 1990. Vol. 12. № 1. P. 28–32.

Информация об авторах

Фролова Ольга Владимировна, кандидат биологических наук, научный сотрудник биологического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6293-009X, e-mail: olchel@yandex.ru

Ляксо Елена Евгеньевна, доктор биологических наук, профессор, кафедра Высшей нервной деятельности и психофизиологии, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6073-0393, e-mail: lyakso@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2943
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1420
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3