Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экспериментальное исследование рабочей памяти у детей и взрослых на материале воспроизведения последовательностей, заданных зрительным образцом * 242

Корнеев А.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лабораториии нейропсихологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии
Ломакин Д.И., Младший научный сотрудник, лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии Российской Академии Образования, lomakindima4@gmail.com

Аннотация

В статье изложены результаты эксперимента, направленного на исследование особенностей запоминания и двигательного воспроизведения незамкнутых контурных траекторий детьми 7 лет в сравнении со взрослыми. Обсуждаются особенности удержания последовательностей зрительно- пространственных элементов в рабочей памяти. В эксперименте принял участие 21 ребенок (сред- ний возраст 7,2 года). Детям предлагалось запоминать предъявляемые им в виде зрительных образцов траектории и воспроизводить их с варьируемой от 0 до 4000 мс задержкой. Оценивались точность воспроизведения и временные характеристики ответов – время реакции и время выполнения последовательности движений. Далее проводился сравнительный анализ полученных данных с результатами выполнения аналогичного задания взрослыми. Показано, что дети справляются с заданием хуже, точность воспроизведения у них в большой степени зависит от времени удержания информации в памяти. Показатели изменчивости времени реакции у детей и взрослых не обнаружили значимых различий. Полученные данные свидетельствуют в пользу преобразования исходной, сенсорно-специфической репрезентации последовательности элементов в абстрактную форму как у детей, так и у взрослых.

Ключевые слова: рабочая память, младшие школьники, внутренняя репрезентация, серийные движения

Рубрика: Когнитивная психология

Тип: научная статья

* Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 14-18-037037.

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy.2017100105

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Реализация заданной последовательности предполагает хранение информации о ней в рабочей памяти (РП, см. Baddeley, Hitch,1974; Baddeley, Hitch, 1994). В настоящее время существует ряд моделей, описывающих возможные механизмы запоминания и удержания информации о последовательности стимулов (Hurlstone, Hitch, Baddeley, 2014; Hurlstone, Hitch, 2015). Согласно современным представлениям, репрезентации последовательностей могут храниться в различных формах (или кодах) – вербальной, пространственной или моторной, причем допускается одновременное существование нескольких форм репрезентаций (Verwey, Shea, Wright, 2015).

Литература
  1. Антонова А.А., Абсатова К.А., Корнеев А.А., Курганский А.В. Отсроченное двигательное воспроиз- ведение незамкнутых полигонов, заданных статическим и динамическим зрительным образцом: срав- нение детей 9–11 лет и взрослых // Физиология человека. 2013. Т. 41 №. 2. С. 38–45.
  2. Зайцев А.В., Лупандин В.И., Сурина О.Е. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы // Физиология человека. 1999. Т. 25. №. 6. С. 34–37.
  3. Корнеев А. А., Курганский А. В. Внутренняя репрезентация серии движений при воспроизведении статического рисунка и траектории движущегося объекта // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2013. Т. 63. №. 4. С. 437–450.
  4. Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В. Отсроченное копирование незнакомых контур- ных изображений: отражает ли убывание времени реакции с ростом задержки изменение внутренне- го представления будущего движения? // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2016. Т. 66. №. 1. С. 51–61.
  5. Семенова О. А., Кошельков Д. А., Мачинская Р. И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Культурно-историческая пси- хология. 2007. № 4. С. 39–49.
  6. Alloway T. P., Alloway R. G. Investigating the predictive roles of working memory and IQ in academic attainment // Journal of experimental child psychology. 2010. Vol. 106. №. 1. P. 20–29. doi: 10.1016/j. jecp.2009.11.003
  7. Baddeley A. D., Hitch G. J. Developments in the concept of working memory // Neuropsychology. 1994. Vol. 8. №. 4. P. 485–493. doi: 10.1037/0894-4105.8.4.485
  8. Baddeley A. D., Hitch G. // Psychology of Learning and Motivation / Ed. by G. H. Bower. New York: Academic Press, 1974. Vol. 8. P. 47–89.
  9. Bays P. M., Husain M. Dynamic shifts of limited working memory resources in human vision //Science. 2008. Vol. 321. №. 5890. P. 851–854. doi: 10.1126/science.1158023
  10. Diamond A. The early development of executive functions // Lifespan cognition: Mechanisms of change. / Eds. E. Bialystock, F. I. M. Craik. Oxford, England: Oxford University Press, 2006. P. 70–95.
  11. Heyes S. B., Zokaei N., van der Staaij I., Bays P. M., Husain M. Development of visual working memory precision in childhood // Developmental science. 2012. Vol. 15. №. 4. P. 528–539. doi: 10.1111/j.1467- 7687.2012.01148.x
  12. Heyes S. B., Zokaei N., Husain M. Longitudinal development of visual working memory precision in childhood and early adolescence // Cognitive Development. 2016. Vol. 39. P. 36–44. doi: 10.1016/j. cogdev.2016.03.004
  13. Hurlstone M. J., Hitch G. J., Baddeley A. D. Memory for serial order across domains: An overview of the literature and directions for future research // Psychological bulletin. 2014. Vol. 140. №. 2. P. 339–373. doi: 10.1037/a0034221
  14. Hurlstone M. J., Hitch G. J. How is the serial order of a spatial sequence represented? Insights from transposition latencies // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2015. Vol. 41. №. 2. P. 295–324. doi: 10.1037/a0038223
  15. Kiselev S., Espy K. A., Sheffield T. Age-related differences in reaction time task performance in young children // Journal of Experimental Child Psychology. 2009. Vol. 102. №. 2. P. 150–166. doi: 10.1016/j. jecp.2008.02.002
  16. Los S. A., Horoufchin H. Dissociative patterns of foreperiod effects in temporal discrimination and reaction time tasks // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2011. Vol. 64. №. 5. P. 1009– 1020. doi: 10.1080/17470218.2010.532225
  17. Meulemans T., Van der Linden M., Perruchet P. Implicit sequence learning in children // Journal of experimental child psychology. 1998. Vol. 69. №. 3. P. 199–221. doi: 10.1006/jecp.1998.2442
  18. Nelson K. Development of representation in childhood // Lifespan cognition: Mechanisms of change. / Ed. by E. Bialystock & F. I. M. Craik. Oxford, England: Oxford University Press, 2006. P. 178–192.
  19. Pickering S. J. The development of visuo-spatial working memory // Memory. 2001. Vol. 9. №. 4–6. P. 423–432. doi: 10.1080/09658210143000182
  20. Repovš G., Baddeley A. The multi-component model of working memory: explorations in experimental cognitive psychology // Neuroscience. 2006. Vol. 139. №. 1. P. 5–21. doi: 10.1016/j.neuroscience.2005.12.061
  21. Schutte A. R., Spencer J. P. Tests of the dynamic field theory and the spatial precision hypothesis: Capturing a qualitative developmental transition in spatial working memory // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2009. Vol. 35. №. 6. P. 1698–1725. doi: 10.1037/a0015794
  22. Simmering V. R., Patterson R. Models provide specificity: Testing a proposed mechanism of visual working memory capacity development // Cognitive development. 2012. Vol. 27. №. 4. P. 419–439. doi: 10.1016/j.cogdev.2012.08.001
  23. Spelke E. S. What makes us smart? Core knowledge and natural language // Language in mind: Advances in the study of language and thought. / Ed. by D. Gentner & S. Goldin-Meadow Cambridge, MA: MIT Press, 2003. P. 277–311.
  24. Verwey W. B., Shea C. H., Wright D. L. A cognitive framework for explaining serial processing and sequence execution strategies // Psychonomic bulletin & review. 2015. Vol. 22. №. 1. P. 54–77. doi: 10.3758/ s13423-014-0773-4
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика