Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сензитивные периоды и патология развития психических функций у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе 140

Туровская Н.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Волгоградский государственный медицинский университет (ГБОУ ВПО ВолгГМУ), Волгоград, Россия, turovskayanata@mail.ru

Аннотация

В статье освещаются результаты психологического исследования особенностей развития психических функций у детей с судорожными пароксизмами в зависимости от возраста манифестации и длительности заболевания в анамнезе. В исследовании приняли участие 54 ребенка в возрасте 6—8 лет и их родители (законные представители). В исследовании использовались клинико-биографические и экспериментально-психологические методы (методы нейропсихологического исследования высших психических функций у детей (Цветкова, 2002)), диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» (Ясюкова, 2002). Результаты исследования показали, что раннее начало приступов сочетается с нарушениями слухового восприятия, кратковременной речевой памяти, визуального линейного мышления и моторной неловкостью. Продолжительное присутствие в анамнезе ребенка дошкольного возраста судорожных пароксизмов сопряжено с патологией развития у него кинестетического праксиса, а также речевых функций и связанных с речью форм мышления. Выдвигается предположение о том, что у детей с судорожными пароксизмами нарушения психического развития обусловлены как особенностями заболевания, так и влиянием сензитивных периодов в развитии психических функций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одной из важнейших задач детской клинической психологии является поиск путей оказания эффективной психологической помощи детям с различными нервно-психическими расстройствами и типами нарушения психического развития, в том числе церебрально-органического генеза. Наличие, как грубой органической патологии головного мозга, так и минимальной мозговой дисфункции приводит к нарушениям когнитивного развития и препятствует эффективной психологической адаптации ребенка в социуме (Туровская, 2016).

Литература
  1. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
  2. Калашникова М.Б. Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 33—41.
  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 608 с.
  4. Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез и клиническая нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 3. URL: http://psyjournals. ru/psyclin/2012/n3/55172.shtml (дата обращения: 03.08.2016).
  5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2008. 392 с.
  6. Семенова О.А., Мачинская Р.И. Возрастные преобразования познавательных функций у детей в возрасте от 5 до 7 лет: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 20—28.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
  8. Туровская Н.Г. Судорожные пароксизмы как фактор нарушения психического развития детей с преморбидной церебральной органической патологией // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2014. Т. 52. № 4. С. 91—94.
  9. Туровская Н.Г. Патология памяти в структуре нарушения психического развития у детей с судорожными пароксизмами в анамнезе // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 145—155. doi:10.17759/exppsy.2015080313.
  10. Туровская Н.Г. Особенности когнитивного развития детей с эпилептиформной активностью на ЭЭГ // Психиатрия. 2016. Т. 71. № 3. С. 30—39.
  11. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей: метод. альбом. М.: Педагогическое общество России, 2002. 96 с.
  12. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: метод. руководство. СПб.: ГМНПП «ИМАТОН», 2002. 208 с.
  13. Dikmen S., Matthews C. G., Harley P. Effect of early versus late onset of major motor epilepsy on cognitive-intellectual performance: further considerations // Epilepsia. 1977. Vol. 18. № 1. P. 31—36. doi:10.1111/j.1528-1157.1977.tb05584.x.
  14. Helmstaedter C. Effects of chronic temporal lobe epilepsy on memory function // Cognitive dysfunction in children with temporal lobe epilepsy / Eds. A. Arzimanoglou, A.P. Aldenkamp, H. Cross, M. Lassonde, S.L. Moshe, B. Schmitz. France: John Libbey, 2005. P. 13—30.
  15. Mikadze Y.V., Gogberashvili T.Y. Нейропсихологические синдромы нарушения высших психических функций у детей и подростков с парциальными (фокальными) формами эпилепсии [Электронный ресурс] // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2010. Т. 2. № 1. С. 47—53. URL: http://dx.doi. org/10.14412/2074-2711-2010-70 (дата обращения: 13.09.2016). doi:10.14412/2074-2711-2010-70
  16. Predicting cognitive impairment in epilepsy: findings from the Bozeman epilepsy consortium / E. Strauss, D. Loring, G. Chelune, M. Hunter, B. Hermann, K. Perrine et al. // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 1995. Vol. 17. № 6. P. 909—917. doi:10.1080/01688639508402439
  17. Predictors of intellectual performance in adults with intractable temporal lobe epilepsy / G. Glosser, L.C. Cole, J.A. French, A.J. Saykin, M.R. Sperling // Journ. Int. Neuropsychol. 1997. Vol. 3. № 3. P. 252—259.
  18. The development of intellectual abilities in pediatric temporal lobe epilepsy / F. Cormack, J.H. Cross, E. Isaacs, W. Harkness, I. Wright, F. Vargha-Khadem et al. // Epilepsia. 2007. V.ol 48. № 1. P. 201—204. doi:10.1111/j.1528-1167.2006.00904.x
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика