Экспериментальная психология
2018. Том 11. № 3. С. 36–50
doi:10.17759/exppsy.2018110303
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Роль управляющего контроля и подчиненных систем рабочей памяти в формировании эффекта серии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эффект серии (mental set), управляющий контроль, подчиненные системы рабочей памяти, инсайт, имплицитное научение, экспертное знание
Рубрика издания: Когнитивная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110303
Для цитаты: Владимиров И.Ю., Карпов А.В., Лазарева Н.Ю. Роль управляющего контроля и подчиненных систем рабочей памяти в формировании эффекта серии // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 3. С. 36–50. DOI: 10.17759/exppsy.2018110303
Фрагмент статьи
Эффект влияния серии предыдущих решений на решение актуальной задачи, описанный А. Лачинсом (Luchins, Luchins, 1950) и в дальнейшем получивший название mental set (эффект серии), не является изолированным феноменом. Он может рассматриваться как составная часть более сложных когнитивных процессов (имплицитное научение, решение творческих задач).
Литература
-
Андрианова Н.В. Устойчивые ошибки в процессе научения: особенности и возможности прогнозирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2014. T. 16. № 4. С. 124—131.
-
Владимиров И.Ю., Коровкин С.Ю., Лебедь А.А., Савинова А.Д., Чистопольская А.В. Управляющий контроль и интуиция на различных этапах творческого решения // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 48—60.
-
Владимиров И.Ю., Ченяков Г.С. Роль рабочей памяти в снятии эффекта фиксированности в результате короткой серии при решении задач // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: ИП РАН, 2012. С. 218—223.
-
Карпов A.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал 2006. Т. 27 № 6. С. 18—28.
-
Карпов А.А., Карпов А.В. Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 69—78.
-
Конева Е.В. Профессиональный опыт как предмет психологического исследования // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 5. С. 40—44.
-
Корнилов Ю.К., Драпак Е.В. Практическое мышление: субъектная детерминация // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 39—47.
-
Коровкин С.Ю., Савинова А.Д. Детекция противоречий в процессе решения инсайтных задач // Седьмая международная конференция по когнитивной науке Тезисы докладов / Отв. ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 341—342.
-
Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Накопление и передача когнитивного опыта в процессах общения // Вестник Российского гуманитарного фонда 2014. Т. 69. № 4. С. 132—140.
-
Тухтиева Н.Х. Влияние типов изменения иррелевантных параметров задач на эффект установки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2014. Т. 12. № 3. С. 41—48.
-
Baddeley A.D., Hitch G. Working memory // Psychology of learning and motivation. Vol. 8 .G. Bower (Ed.). N.Y.: Academic Press, 1974. P. 47—89.
-
Barsalou L.W. Perceptual symbol systems // Behavioral and Brain Sciences. 1999. Vol. 22. № 4. P. 577— 660. doi:10.1017/S0140525X99532147
-
Bilalić M., McLeod P., Gobet F. Why good thoughts block better ones: The mechanism of the pernicious Einstellung (set) effect // Cognition. 2008. Vol. 108. № 3. P. 652—661. doi:10.1016/j.cognition.2008.05.005
-
Croskerry P. The importance of cognitive errors in diagnosis and strategies to minimize them //Academic medicine. 2003. Vol. 78. № 8, P. 775—780.
-
Luchins A.S., Luchins, E.H. New experimental attempts at preventing mechanization in problem solving // The Journal of General Psychology. 1950. Vol. 42. № 2. P. 279—297. doi:10.1080/00221309.1950 .9920160
-
Öllinger M., Jones G., Knoblich G. Investigating the effect of mental set on insight problem solving // Experimental psychology. 2008. Vol. 55. № 4. P. 269—282. doi:10.1027/1618-3169.55.4.269.
-
Reber P.J., Kotovsky K. Implicit learning in problem solving: The role of working memory capacity // Journal of Experimental Psychology: General. 1997. Vol. 126. № 2. P. 178—203.
-
Reverberi C., Toraldo A., D’Agostini S., Skrap M. Bet- ter without (lateral) frontal cortex? Insight problems solved by frontal patients // Brain. 2005. Vol. 128. № 12. P. 2882—2890. doi:10.1093/brain/awh577
-
Rogers R.D., Monsell S. The cost of a predictable switch between simple cognitive tasks // Journal of Experimental Psychology: General. 1995. Vol. 124. № 2. P. 207—231.
-
Wiley J. Expertise as mental set: The effects of domain knowledge in creative problem solving // Memory & cognition. 1998. Vol. 26. № 4. P. 716—730. doi:10.3758/BF03211392
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1639
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 782
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3