Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возрастные особенности соотношения тормозных функций исполнительной системы внимания и зрительно-образной памяти 203

Разумникова О.М., доктор биологических наук, Профессор кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», Новосибирск, Россия, razoum@mail.ru

Аннотация

Известно, что старение сопровождается ослаблением процессов торможения в центральной нервной системе, однако, при значительной индивидуальной вариабельности. В связи с этим целью исследования стало изучение закономерностей этих возрастных особенностей с использованием экспериментальных моделей исполнительного контроля внимания и памяти. Установлено, что обнаруженные для двадцатилетних взаимосвязи интеллекта, скорости селекции информации, объема кратковременной зрительной памяти и показателя проактивной интерференции нарушаются у шестидесятилетних. Для обеих возрастных групп характерна дифференциация стратегий запоминания: эффект либо забывания, вызванный воспроизведением, либо обучения запоминанию в ходе тестирования. У молодых лиц с доминированием первого эффекта повышение интеллекта сопровождается ускорением селективных процессов, а с доминированием второго — большим объемом зрительной памяти и большей интерференцией; а у пожилых — только связями памяти с показателем интерференции или со скоростью селекции информации соответственно. Молодые люди, для которых характерно доминирование эффекта забывания, вызванное воспроизведением, отличаются более высоким интеллектом от тех представителей своей возрастной группы, кто характеризуются преобладанием стратегии обучения; а пожилые — лучшим исполнительным контролем внимания. Следовательно, несмотря на положительное влияние обучения, связанного с тестированием памяти, эффективность когнитивной деятельности в пожилом возрасте в большей степени связана с сохранностью тормозных функций в процессах интерференции информации.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00166 «Организация тормозного контроля в онтогенезе: значение для обучения и адаптации»).

Литература
  1. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Что такое «Executive functions» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 2. С. 62—81.
  2. Разумникова О.М. Закономерности старения мозга и способы активации его компенсаторных ресурсов // Успехи физиол. Наук. 2015. Т. 46. № 2. С. 3—16.
  3. Разумникова О.М., Вольф Н.В. Реорганизация связи интеллекта с характеристиками внимания и памяти при старении // Журн. высш. нервн. деят. 2017. Т. 67. № 1. С. 55—67.
  4. Разумникова О.М., Савиных М.А. Программный комплекс для определения характеристик зрительно-пространственной  памяти.  Авторское  свидетельство  2016617675. 2016.
  5. Anderson M.C. Rethinking interference theory: executive control and the mechanisms of forgetting // J. Mem. Lang.. 2003. Vol. 49. C. 415—445. doi: 10.1016/j.jml.2003.08.006
  6. Anderson M.C., Levy B.J. On the relationship between interference and inhibition in cognition In: Successful remembering and successful forgetting: a festschrift in honor. R.A. Bjork, A.S. Benjamin (Eds.) Psychology Press. New York, London, 2010. P. 107—132.
  7. Anderson M.C., Reinholz J., Kuhl B., Mayr U. Intentional suppression of unwanted memories grows more difficult as we age // Psychology and Aging. 2011. Vol. 26. P. 397—405.
  8. Aslan A., Bauml K.-H.T. Individual differences in working memory capacity predict retrieval-induced forgetting // J Experimental Psychology Learning, Memory, and Cognition. 2011. Vol. 37. № 1. P. 264—269.
  9. Baltes P.B., Staudinger U.M., Lindenberger U. Life span psychology: Theory and application to intellectual functioning // Annual Rev. Psychol. 1999. Vol. 50. P. 471—507.
  10. Collette F., Schmidt C., Scherrer S.A., Salmon E. Specificity of inhibitory deficits in normal aging and Alzheimer’s disease // Neurobiology of Aging. 2009. Vol. 30. P. 875—889.
  11. Cullum S., Huppert F.A., McGee M., Dening T., Ahmed A., Paykel E.S., Brayne C. Decline across different domains of cognitive function in normal ageing: results of a longitudinal population-based study using CAMCOG // Int. J. Geriatr. Psychiatr. 2000. Vol. 15. P. 853—862.
  12. Darowski E.S., Helder E., Zacks R.T., Hasher L., Hambrick D.Z. Age-related differences in cognition: the role of distraction control // Neuropsychology. 2008. Vol. 22. P. 638—644.
  13. Dempster F.N., Corkill A.J. Interference and inhibition in cognition and behavior: Unifying themes for educational psychology // Educ. Psychol. Rev. 1999. Vol. 11. P. 1— 88.
  14. Depue B.E. A neuroanatomical model of prefrontal inhibitory modulation of memory retrieval // Neurosci Biobehav Rev. 2012. Vol. 36. № 5. P. 1382—1399.
  15. Diamond A. Executive functions // Annu. Rev. Psychol. 2013. Vol. 64. P. 35—68.
  16. Fan J., McCandliss B.D., Sommer T., Raz A., Posner M. I. Testing the efficiency and independence of attentional networks // J. Cogn. Neurosci. 2002. Vol. 14. № 3. P. 340—347.
  17. Friedman N.P., Miyake A. Unity and diversity of executive functions Individual differences as a window on cognitive structure // Cortex. 2017. Vol. 86. P. 186—204.
  18. Hasher L., Stoltzfus E.R., Zacks R.T., Rypma, B. Age and inhibition // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1991. Vol. 17. P. 163—169.
  19. Hasher L., Zacks R.T. Working memory, comprehension, and aging: A review and a new view. In: G.H. Bower (Ed.) The psychology of learning and motivation. San Diego, CA: Academic Press. 1988. Vol. 22. P. 193—225.
  20. Hasher L., Zacks R. T., Rahhal T. A. Timing, instructions, and inhibitory control: Some missing factors in the age and memory debate // Gerontology. 1999. Vol. 45. P. 355—357.
  21. Healey M.K., Hasher L., Campbell K.L. The role of suppression in resolving interference: Evidence for an age-related deficit // Psychology and Aging. 2013. Vol. 28. № 3. P.721—728.
  22. Hülür G., Ram N., Willis S.L., Schaie K.W., Gerstorf D. Cognitive dedifferentiation with increasing age and proximity of death: Within-person evidence from the Seattle longitudinal study // Psychol Aging. 2015. Vol. 30. № 2. P. 311—323. doi: 10.1037/a0039260
  23. Friedman N.P., Miyake A. Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure // Cortex. 2017. Vol. 86. P. 186—204.
  24. Germain S., Collette F. Dissociation of perceptual and motor inhibitory processes in young and elderly participants using the Simon task // J. Int. Neuropsychol. Soc. 2008. Vol. 14. P. 1014—1021.
  25. Grégoire S., Rivalan M., Le Moine C., Dellu- Hagedorn F. The synergy of working memory and inhibitory control: Behavioral, pharmacological and neural functional evidences // Neurobiology of Learning and Memory. 2012. Vol. 97. P. 202—212.
  26. Karpicke J.D., Blunt J.R. Retrieval practice produces more learning than elaborative studying with concept mapping // Science. 2011. Vol. 331. P. 772—775.
  27. Kuhl B.A., Kahn I., Dudukovic N.M., Wagner A.D. Overcoming suppression in order to remember: contributions from anterior cingulate and ventrolateral prefrontal cortex // Cogn Affect Behav Neurosci. 2008. Vol. 8. № 2. P. 211—221.
  28. Luna B., Marek S., Larsen B., Tervo-Clemmens B., Chahal R. An integrative model of the maturation of cognitive control // Annu. Rev. Neurosci. 2015. Vol. 38. P. 151—170.
  29. Lustig C., May C.P., Hasher L. Working memory and the role of proactive interference // Journal of Experimental psychology. General. 2001. Vol. 130. № 2. P. 199—207. doi: 10.1037//0096-3445.130.2.199
  30. Maxcey A. M., Woodman G. F. Forgetting induced by recognition of visual images // Visual Cognition. 2014. Vol. 22. P. 789—808.
  31. Maxcey A.M., Bostic J., Maldonado T. Recognition practice results in a generalizable skill in older  adults: Decreased intrusion errors to novel objects belonging to practiced categories // Applied Cognitive Psychology. 2016. Vol. 30. P. 643—649.
  32. Miller L.J., Myers A, Prinzi L., Mittenberg W. Changes in intellectual functioning associated with normal aging // Arch. Clin. Neuropsychol. 2009. Vol. 24. № 7. P. 681—688.
  33. Murayama K., Miyatsu T., Buchli D., Storm B. C. Forgetting as a consequence of retrieval: A meta-analytic review of retrieval induced forgetting // Psychological Bulletin. 2014. Vol. 140. P. 1383—1409.
  34. Lustig C., Hasher L., Tonev S.T. Inhibitory control over the present and the past // Europ. J. Cogn. Psychol. 2001. Vol. 13. P. 107—122.
  35. Maxcey A.M., Bostic J., Maldonado T. Recognition practice results in a generalizable skill in older  adults: Decreased intrusion errors to novel objects belonging to practiced categories // Applied Cognitive Psychology. 2016. Vol. 30. P. 643—649.
  36. Maxcey A.M., Woodman G.F. Forgetting induced by recognition of visual images // Visual Cognition. 2014. Vol. 22. P. 789—808.
  37. Miller L.J., Myers A, Prinzi L., Mittenberg W. Changes in intellectual functioning associated with normal aging // Arch. Clin. Neuropsychol. 2009. Vol. 24. № 7. P. 681—688.
  38. Miyake A., Friedman N. The nature and organization of individual differences in executive functions: four general conclusions // Curr. Dir. Psychol. Sci. 2012. Vol. 21. P. 8—14.
  39. Moffitt T.E., Arseneault L., Belsky D., Dickson N., Hancox R.J., et al. A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2012. Vol. 108. P. 2693—2698.
  40. Murayama K., Miyatsu T., Buchli D., Storm B.C. Forgetting as a consequence of retrieval: a meta-analytic review of retrieval-induced forgetting // Psychol Bull. 2014. Vol. 140. № 5. P. 1383—1409.
  41. Noreen S., MacLeod M.D. What do we really know about cognitive inhibition? Task demands and inhibitory effects across a range of memory and behavioral tasks // PLoS ONE. 2015. Vol. 10. P. 1—21.
  42. Pastötter B., Bäuml K-H. Retrieval practice enhances new learning: the forward effect of testing // Frontiers in psychology. 2014. Vol. 5. № 286.
  43. Pastötter B., Schicker S., NiedernhuberJ., Bäuml, K.-H.T. Retrieval during learning facilitates subsequent memory encoding // J. Exp. Psychol. Learn. Mem. Cogn. 2011. Vol. 37. P. 287—297. doi:10.1037/a0021801
  44. Razumnikova O., Savinykh M., Suslov R., Petrov R. A computerized cognitive test battery. Individual differences in cognitive characteristics: Measuring and dynamic of training // Proc. 11th Intern. Forum on Strategic Technology (IFOST). 2016. P. 256-258.
  45. Ribner A.D., Willoughby M.T., Blair C.B. Executive function buffers the association between early math and later academic skills // Front Psychol. 2017. Vol. 8. № 869.
  46. Roediger H.L.III, Karpicke J.D. The power of testing memory: basic research and implications for educational practice // Perspect. Psychol. Sci. 2006. Vol. 1. P. 181—210.
  47. Rowland C.A., Bates L.E., DeLosh E.L. On the reliability of retrieval-induced forgetting // Frontier in Psychology. 2014. Vol. 5. № 1343.
  48. Rozas A.X., Juncos-Rabadán O., Gonlez M.S. Processing speed, inhibitory control, and working memory: three important factors to account for age-related cognitive decline // Int. J. Aging Hum. Dev. 2008. Vol. 66. P. 115—130.
  49. Salthouse T.A. The processing-speed theory of adult age differences in cognition // Psychol. Rev. 1996. Vol. 103. P. 403—428.
  50. Sánchez-Pérez N, Castillo A, López-López JA, et al. Computer-based training in math and working memory improves cognitive skills and academic achievement in primary school children: Behavioral results // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. № 2327.
  51. Sleimen-Malkoun R., Temprado J-J., Hong S.L. Aging induced loss of complexity and dedifferentiation: consequences for coordination dynamics  within  and  between  brain,  muscular  and  behavioral  levels // Frontiers in Aging Neuroscience. 2014. Vol. 6. № 140. doi:10.3389/fnagi.2014.00140
  52. Spitzer B., Hanslmayr S., Opitz B., Mecklinger A., Bäuml KH. Oscillatory correlates of retrieval-induced forgetting in recognition memory // J Cogn Neurosci. 2009. Vol. 21. № 5. P. 976—990. doi: 10.1162/ jocn.2009.21072
  53. Sylvain-Roy S., Lungu O., Belleville S. Normal aging of the attentional control functions that underlie working memory // J. Gerontol. B Psychol. Sci. Soc. Sci. 2015. Vol. 70. P. 698—708.
  54. Williams R.S., Biel A.L., Wegier P., Lapp L.K., Dyson B.J., Spaniol J. Age differences in the Attention Network Test: Evidence from behavior and event-related potentials // Brain Cogn. 2016. Vol. 102. P. 65— 79.
  55. Wimber M., Bäuml K.H., Bergström Z., Markopoulos G., Heinze H.J., Richardson-Klavehn A. Neural markers of inhibition in human memory retrieval // J Neurosci. 2008. Vol. 28. № 50. P. 13419—13427. doi: 10.1523/JNEUROSCI.1916-08.2008
  56. Zanto T.P., Toy B., Gazzaley A. Delays in neural processing during working memory encoding in normal aging // Neuropsychologia. 2010. Vol. 48. P. 13—25.
  57. Zhou S.S., Fan J., Lee T.M., Wang C.Q., Wang K. Age-related differences in attentional networks of alerting and executive control in young, middle-aged, and older Chinese adults // Brain Cogn. 2011. Vol. 75. № 2. P. 205—210.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика