Взаимосвязь завистливости и характеристик объективного и субъективного экономического благополучия личности

1302

Аннотация

Взаимосвязь завистливости и уровня субъективного экономического благополучия субъекта выступает важным основанием реализуемого социального поведения. В статье изучаются взаимосвязи завистливости личности и характеристик объективного и субъективного экономического статуса. В исследовании приняли участие 196 человек (44% мужчин) в возрасте М=28,6; SD=8,5. В исследовании были использованы: методика диагностики завистливости личности и предметных областей зависти (Т.В. Бескова); субъективного экономического благополучия (В.А. Хащенко); шкалы экономического статуса (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко). Взаимосвязь уровня дохода субъекта и завистливости обнаруживается в нескольких областях жизнедеятельности — здоровье, отдыхе, материальном достатоке, профессиональном успехе (отрицательно). Недостаток финансовых средств и выраженность негативных переживаний в связи с финансовыми и материальными проблемами сопряжены с завистливостью к большому количеству достижений и материальных ценностей, которыми обладают другие люди. В результате структурного моделирования установлено, что удовлетворенность материальных потребностей является медиатором связи такого вида зависти, как зависть-уныние, проявляющейся в чувстве обиды, досады, отчаяния, и уровнем экономической тревоги и финансовой депривированности.

Общая информация

Ключевые слова: личность, зависть, доход, субъективный экономический статус, материальное благополучие, зависть-неприязнь, зависть-уныние

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120207

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18- 013-00134 А.

Для цитаты: Шамионов Р.М. Взаимосвязь завистливости и характеристик объективного и субъективного экономического благополучия личности // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 2. С. 87–97. DOI: 10.17759/exppsy.2019120207

Полный текст

Завистливость как социально-психологический феномен является не только проблемой личности и межличностных отношений, но и общества в целом в связи с тем, что негативные последствия проявления зависти могут в значительной степени тормозить его развитие. Так, в соответствии с теорией Г. Шека зависть играет двоякую роль в экономическом развитии общества — может тормозить развитие, но в то же время лежит в основе социального контроля. Вместе с тем в отличие от конкуренции как типа взаимоотношений, взаимодействия субъектов, которая может носить в себе и конструктивное, и деструктивное начало, зависть в основе своей деструктивна.

Согласно Т.В. Бесковой, зависть — это враждебное отношение субъекта к другому лицу, обусловленное превосходством последнего в значимых для самого субъекта сферах жизнедеятельности, которое сопровождается негативными эмоциями и проявляется в желании лишить другого, прямо или косвенно, этого превосходства (Бескова, 2013. С. 22).

Основными социально-психологическими механизмами формирования зависти являются сравнение и оценка (Лабунская, 2005; Донцов, 2014; Smith & Kim, 2007; Koch & Metcalfe, 2011; Yamada & Takahashi, 2011; van de Ven, Zeelenberg & Pieters, 2011). В исследованиях В.А. Лабунской показано, что имеются по крайней мере две основные причины возникновения чувства зависти вследствие оценки достижений других людей и сравнения себя с ними — установка на «выравнивание» и фрустрация потребности в подтверждении со стороны тех, кто вызывает зависть (Лабунская, 2005). Тем не менее, согласно данным других исследований, именно социальная конгруэнтность и просоциальность могут блокировать поведенческие проявления зависти в межличностном взаимодействии (van de Ven, Zeelenberg, & Pieters, 2010). Кроме того, исследователи осуществляют попытки найти нечто позитивное в зависти — к таковым относятся работы в области социальной психологии, результаты которых свидетельствуют о существовании различных видов зависти, как доброкачественной, так и вредоносной (Smith & Kim, 2007; van de Ven, Zeelenberg, & Pieters, 2009; Шамионов, 2011; Бескова, 2013).

Генез завистливости связан с социализацией личности, в процессе которой и происходит усвоение норм сравнения, соотнесения и таких специфичных социальных норм, как «справедливость» и «заслуженность». Особенной сферой приложения этих норм является сфера материального достатка, экономического статуса индивида. В условиях сильного экономического расслоения данная характеристика является важным фактором возникновения чувства зависти. В то же время необходимо иметь в виду, что экономические перспективы могут служить в качестве усиления мотивации экономической активности личности и групп.

Зависть в системе отношений может стать не только психологическим барьером на пути к экономическим достижениям личности, но и в некотором роде правовым. Так, нами ранее было отмечено, что завистливость связана с установками на возможность использования неправовых средств достижения материального достатка (Шамионов, 2011; Shamionov, 2014).

Вместе с тем необходимо признать и тот факт, что зависть может сопровождать и стремление достигать целей в иных, нежели объекты зависти, областях. В этом случае имеет место компенсация своей ущербности (недостатка) или снижение значимости достижений другого (Муздыбаев, 2005; Бескова, 2011). Такого рода достижения не имеют прямой связи с достижениями тех, кто является объектом зависти, но в основе формирования мотивации достижения лежит именно зависть. Такой вывод следует из основных положений теорий S. Freud, M. Klein и современных исследователей психоаналитической ориентации (Debbane, 2011; Anderson, 2011; West, 2010). Тем не менее важным обстоятельством является то, что зависть, как правило, связывается с негативными характеристиками — скрытой враждебностью, злобой, злорадством (Муздыбаев, 2005; Лабунская, 2007; Smith & Kim, 2007;Sawada & Hayama, 2012), а также деструктивными поведенческими тенденциями (отобрать, навредить, разрушить) (Epstein, 2003; Лабунская, 2007), которые оказываются основой контрпродуктивного поведения в сфере межличностных отношений (Cohen­Charash & Mueller, 2007; Cobo-Reyes & Jimenez, 2012) и агрессивного экономического поведения (Winkelmann, 2012).

Ранее нами было показано, что социально-экономические представления субъекта зависти сосредоточены вокруг атрибуции значения денег как средства реализации социальных потребностей (власть, свобода), так и способа обретения смысла жизни в материальном, вплоть до рассмотрения возможности использования неправовых средств для достижения экономического благополучия, рискованности в условиях опасности и отказа от рискованной активности в отношении своего имущества (субъект, для которого чувство зависти не характерно, чаще отказывается от рискованных ситуаций при взаимодействии с другими людьми) (Шамионов, 2011). Иначе говоря, завистливые придают более высокое значение не только деньгам, но и материальному благополучию вообще; они наделяют их более весомым смыслом, считая достижение материальных благ своей приоритетной по отношению к другим задачам целью.

Отсутствие ответа на вопрос о том, каким образом соотносится достаток и отношение к нему с уровнем зависти, приводит к спекулятивным рассуждениям о причинах возникновения зависти как на уровне обыденного сознания, так и в научной периодике: например, высказывается мнение о том, что завистливостью характеризуются индивиды, имеющие низкий доход; другое положение гласит, что чаще всего чувство зависти субъект испытывает в отношении людей, имеющих более высокий по сравнению с ним доход, наряду с желанием «отобрать», нивелировать материальное превосходство. С нашей точки зрения, завистливость, во-первых, не связана с собственным доходом субъекта, и, во-вторых, ее возникновение связано с особенностями отношения субъекта к собственному доходу, собственности и уровню экономического благополучия.

Цель данного исследования заключается в анализе взаимосвязи завистливости и характеристик объективного и субъективного экономического благополучия личности.

Методы

В исследовании приняли участие 196 человек обоего пола: средний возраст составил M=28,6 лет SD=8,5 (44% мужчин); жителей города — 85%, села — 13,8%; женаты/заму- жем 54,4%. Средний доход на человека в семье составляет 18,4 тыс. руб.; доход в пределах 10 тыс. руб. имеют 26% всех испытуемых; 11—20 тыс. — 48,5%; 21—30 тыс. — 16,3%; 31 — 40 тыс. — 3,6%; более 41 тыс. — 4,1% всех испытуемых.

В исследовании были использованы следующие методики:

1)     методика субъективного экономического благополучия В.А. Хащенко; опросник состоит из 22 пунктов и включает пять шкал — экономического оптимизма (ЭО), текущего благосостояния семьи (БС), финансовой депривированности (соответствуют низкие показатели) (ФД), адекватности дохода (АД), экономической тревожности (соответствуют низкие показатели) (ЭТ);

2)     методика исследования завистливости личности Т.В. Бесковой (47 пунктов) — состоит из четырех шкал: интегральной оценки завистливости (32 пункта; максимальный балл — 128), зависти-неприязни, ЗН (17 пунктов; максимальный балл — 68), зависти-уныния, ЗУ (15 пунктов; максимальный балл — 60), маскировки зависти (15 пунктов; максимальный балл — 60), последний показатель не вошел в итоговый анализ факторов, взаимосвязанных с завистливостью. Пункты опросника оцениваются согласно пятибалльной шкале (0 — полностью не согласен, 4 — полностью согласен);

3)     шкалы косвенной оценки зависти Т.В. Бесковой; данная методика предполагает измерение (от 1 до 5) завистливости в зависимости от сферы превосходства другого (физическое, социальное, материальное превосходство, в профессиональной сфере (карьера), в сфере межличностных и семейных отношений и т. п.); используется следующая шкала
оценки: 1 — не завидую никогда; 2 — в основном не завидую; 3 — затрудняюсь ответить; 4 — завидую; 5 — сильно завидую;

4)     для оценки субъективного экономического статуса были использованы шкалы (Журавлев, Купрейченко, 2003), включающие: 1) косвенный вопрос на отнесение себя к одной из 7 категорий на текстовой шкале «очень бедные — очень богатые» (косвенная оценка экономического статуса, КОЭС); 2) отнесение себя к одной из 7 категорий текстовой шкалы «очень бедные — очень богатые» (прямая самооценка) (явная оценка экономического статуса, ЯОЭС). Для оценки удовлетворенности уровнем своего материального благосостояния использованы шкалы (размерность — 7 баллов), включающие: 1) оценку степени, в которой субъекта устраивает уровень его материального благосостояния (успешность экономического статуса, УЭС); 2) оценку меры, в которой материальные доходы позволяют удовлетворять потребности субъекта (достаточность экономического статуса, ДЭС).

Оценка социально-демографических показателей (пола, возраста, семейного положения, уровня образования, дохода, места проживания) и особенностей вероисповедания производилась на основании специально разработанного опросника.

Для статистического анализа были использованы первичные статистики, корреляционный анализ по методу Пирсона, предварительный регрессионный анализ с применением статистического пакета SPSS-22. Для структурного моделирования использована программа AMOS-19.

Результаты исследования и их обсуждение

Как видно из представленных данных (табл. 1), объективный доход не связан с измеряемыми параметрами «зависти-неприязни» и «зависти-уныния». В то же время имеются корреляционные связи между объективным показателем дохода и такими предметными областями зависти, как здоровье, материальный достаток, профессиональные успехи, интеллект и возможность проводить отдых в путешествиях и развлечения. Из этих данных следует, что лица с низкими доходами испытывают завистливое отношение к материально-чувствительным областям (здоровье, очевидно, относится к этой же категории как тот фактор, который можно сохранить и приумножить с помощью материальных средств); при этом статистически значимых связей с неприязненностью не обнаружено. Иначе говоря, данные взаимосвязи свидетельствуют о некоем «констатирующем» уровне зависти.

Обратимся к данным, отражающим взаимосвязи субъективного экономического статуса с характеристиками зависти. Как видно из таблицы, из четырех лишь один показатель — субъективной оценки соответствия доходов и возможностей удовлетворения потребностей — связан с «завистью-унынием». Данный факт означает, что субъективная невозможность удовлетворения потребностей имеющимися доходами связана с завистью-унынием, т. е. ощущением «незаслуженной непреодолимой обделенности», которая характеризуется «тихой» завистливостью, предполагающей избегание открытых действий против обладателя соответствующим превосходством. Как видно из таблицы, наиболее значимыми предметными областями зависти в этом случае являются интеллект, умение общаться, семейное благополучие, отдых. Таким образом, субъективное переживание неудовлетворенности потребительских интересов (субъективная недостаточность) сопряжено с завистливым отношением к интеллектуальным достижениям, семейному благополучию, коммуникативному превосходству и возможностям проводить разнообразно свой отпуск Другого и тревожно-унылой завистью. При этом общая (недифференцированная) успешность экономического статуса связана лишь с завистливостью к интеллектуальному превосходству и семейному благополучию Другого. Из этих данных следует, что эмоционально-оценочное отношение к своему материальному статусу не является прямым основанием для недифференцированной зависти. Очевидно, дифференциация предметов зависти связана с пониманием того, что не всякие потребности могут быть удовлетворены имеющимися материальными средствами.

Таблица 1

Показатели завистливости и экономического благополучия (средние и корреляции)

Показатели

M

SD

КЭС

СЭС

УЭС

ДЭС

СЭБ

Доход

КЭС

3,88

0,62

1

,707**

,252*

,445**

,344**

,348**

СЭС

3,71

0,62

,707**

1

,288**

,409**

,482**

,352**

УЭС

3,46

1,36

,252*

,288**

1

,678**

,597**

0,168

ДЭС

3,79

1,38

,445**

,409**

,678**

1

,621**

,330**

СЭБ

3,90

0,89

,344**

,482**

,597**

,621**

1

,372**

Доход (в тыс. руб.)

18,4

11,4

,348**

,352**

0,168

,330**

,372**

1

Привлекательность

1,71

1,21

0,089

0,005

-0,044

-0,045

-0,101

-0,087

Здоровье

1,53

1,37

-0,146

-0,14

-0,007

-0,047

-,300**

-,239*

Молодость

1,06

1,23

0,047

0,05

-0,025

-0,057

-0,153

-0,06

Карьерный рост

1,71

1,28

0,039

0,03

-0,019

-0,078

-0,096

-0,113

Социальный статус

1,64

1,25

0,012

-0,107

-0,064

-0,167

-0,145

-0,158

Популярность

1,42

1,19

-0,047

-0,035

-0,009

-0,071

-0,109

0,027

Достаток

1,79

1,34

-0,029

-0,168

-0,059

-0,144

-,232*

-,209*

Модные вещи

1,27

1,27

0,043

-0,054

0,002

-0,028

-0,082

-0,126

Проф. (учебн) успехи

1,67

1,32

-0,073

-0,161

-0,069

-0,17

-0,178

-,206*

Интеллект

1,83

1,35

-0,179

-,230*

-,204*

-,306**

-,264**

-0,19

Личностные качества

1,38

1,30

-0,047

-0,157

-0,16

-0,175

-,224*

-0,079

Умение общаться

1,57

1,37

-0,061

-0,078

-0,104

-,225*

-0,179

-0,106

Успех у против. пола

1,21

1,25

0,075

-0,001

-0,059

-0,062

-0,15

-0,026

Преданные друзья

1,19

1,34

-0,009

0,04

-0,104

-0,16

-0,08

-0,073

Семейное благопол.

1,19

1,31

-,221*

-,215*

-,208*

-,305**

-,253**

-0,1

Наличие и успехи детей

0,92

1,27

-0,095

0,048

-0,076

-0,183

-0,119

0,069

Отдых, путешествия

1,88

1,34

-0,08

-0,173

-0,138

-,229*

-,295**

-,246*

Зависть-неприязнь

17,5

12,8

-0,053

-0,019

0,005

-0,099

-0,048

-0,039

Зависть-уныние

21,0

11,5

-0,09

-0,144

-0,081

-,219*

-,207*

-0,151

 

Примечание. М — среднее арифметическое; SD — стандартное отклонение. Уровень значимости связей: «*» — p<0,05; «*» — p<0,01.

Аналогично обстоит дело и с показателями субъективного экономического и социального статуса (в глазах других людей). Экономическая идентификация личности с отнесением себя к полюсу бедных (от «очень бедных» до «скорее бедных») связано с завистью к семейному благополучию Другого. В действительности такое положение связано с объективным семейным положением субъектов зависти: несемейные чаще относят себя к бедным и в случае прямой самооценки (33,3% против 16,4%), и в случае оценки их самих с точки зрения Другого («многие считают меня...») (25% против 9,8%) оценки. Субъективный экономический статус связан с завистью в отношении интеллекта и способностей.

Наконец, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии взаимосвязи интегральной оценки субъективного экономического благополучия с показателями параметра «зависть-уныние» и такими параметрами предметного поля зависти, как здоровье, достаток, интеллект, личность, семейное благополучие, отдых.

Полученные данные указывают на взаимосвязь лишь двух показателей субъективного экономического благополучия с предметными областями зависти и завистью-унынием — финансовой депривированности и экономической тревожности. Эти данные свидетельствуют в пользу того, что недостаток финансовых средств и выраженность негативных эмоциональных состояний в связи с финансовыми и материальными проблемами сопряжены с завистливостью к большому количеству объектов, которыми обладают Другие. Однако этот вид зависти можно также отнести к «тихой» зависти. Иначе говоря, экономические тревоги, нехватка средств способствуют в большей мере не формированию неприязненности в отношении тех, кто такими средствами обладает, а склонностью к оправданию субъектом самого себя или своей собственной жизненной ситуацией или снижением значимости недоступного.

В результате использования метода структурного моделирования нами была получена модель (рис.), включающая три группы переменных — показатели зависти, экономического благополучия и субъективного экономического статуса. Все параметры согласия соответствуют предъявляемым требованиям, ковариации и дисперсии экзогенных переменных достоверны. Как видно из представленной модели, обнаруживается незначительное влияние экзогенной переменой (пола) на вариации параметра зависть-уныние, свидетельствующее о том, что женщинам более свойственно испытывать зависть-уныние. Переживание такого рода пассивной зависти говорит об отсутствии у этих женщин возможности намеренного негативного воздействия на сферы превосходства Другого («отобрать» или «навредить»). Зависть-уныние в значительной степени обусловливает экономическую тревогу и финансовую депривированность. При этом медиатором этой связи выступает достаточность экономического статуса, а следовательно, ДЭС ослабляет прямую причинную связь между завистью-унынием, экономической тревожностью и ограниченностью финансовых ресурсов. Между тем, прямое действие зависти-уныния на переживание экономической тревоги и финансовой депривации связано, очевидно, с негативной по сравнению с другими оценкой своих экономических возможностей, крайней формой которого является безысходность. И при удовлетворительном уровне ДЭС, предполагающем достаточность удовлетворения потребительских интересов, происходит снижение чувства тревожности и депривированности и уровня завистливости.

Отметим также, что уровень благосостояния семьи характеризуется взаимосвязью с завистью-неприязнью. Эта, казалось бы, парадоксальная связь тем не менее может быть весьма информативной с точки зрения ее психологической интерпретации. Высокая оценка благосостояния связана с позитивными переживаниями, что, однако, не исключает проявлений завистливости. Высокий уровень субъективного экономического благополучия не связан с унынием, но может быть частью детерминации зависти-неприязни в отношении Других. Ранее мы отмечали, что для возникновения завистливого отношения вовсе не обязательно, чтобы Другой обладал более высоким общим уровнем благосостояния; достаточно того, что Другой несправедливо (по мнению субъекта зависти) достиг того же уровня благосостояния или превзошел субъекта зависти хоть в чем-то (Шамионов, 2011); в данном случае речь идет о субъективном экономическом благополучии (при отсутствии связи между общим доходом и завистливостью).

Таблица 2

Результаты регрессионного анализа

ЗП: Экономическая тревога

Предикторы

Бета

t

Знч.

AR

Удовлетворенность потребностей

0,448

5,322

0

0,3

Доход

0,286

3,392

0,001

0,07

 

F=29,03; p<0,001

ЗП: Финансовая депривированность

Удовлетворенность потребностей

0,392

4,279

0

0,15

 

F=18,31; p<0,001

ЗП: Благосостояние семьи

Удовлетворенность потребностей

0,731

10,759

0

0,53

 

F=115.01; p<0,001

Наконец, на основании представленной модели можно сделать вывод об особом значении степени удовлетворенности потребностей во взаимосвязи между завистью-унынием и оценкой благосостояния семьи. Оценка благосостояния семьи субъектом в большей степени предопределена степенью удовлетворенности потребительских интересов (достаточности экономического статуса), а не показателями дохода. В меньшей степени, согласно модели, неудовлетворенность детерминирует экономическую тревогу и финансовую де- привированность. Однако, как следует из регрессионного анализа (табл. 2), предсказательная сила данной переменной выше, чем переменной дохода (в частности, предикция эмоциональной тревоги составляет соответственно, удовлетворенностью потребностей 0=0,45 и доходом 0=0,29 [R2=0,37; F=29,03; p<0,001]).

Следующими, с нашей точки зрения, важными факторами, оказывающими влияние на возникновение и развитие чувства зависти и непосредственно связанные с оценкой финансового благополучия, удовлеторенности жизнью и уровня собственных достижений, являются факторы отношения к деньгам, личной установки субъекта в отношении достижения экономического благополучия и нравственной оценки денег.

Заключение

Завистливое отношение личности является регулятором ее социального поведения и разнообразных социальных связей. Будучи своеобразным эффектом социализации, оно в немалой степени обусловливает характер этих связей, часто имеющих деструктивную направленность. Вместе с тем, имеются и разнообразные мифы, как правило, подогреваемые литературными и иными источниками, касающиеся масштабов и источников завистливости. Одним из таких мифов служит представление о связи зависти и материального достатка (недостатка). Проведенное нами исследование свидетельствует об отсутствии прямой связи между уровнем дохода и завистью-неприязнью. Вместе с тем существуют определенные связи между завистливостью, конкретными ее проявлениями (на уровне предметных областей) и экономическими аспектами жизнедеятельности субъекта.

В результате проведенного исследования можно сделать несколько выводов.

1.    Показатели среднедушевого дохода семьи связаны с чувствительными для экономического статуса областями проявления зависти — к материальному достатку, к возможности проводить отпуск, здоровью, а также профессиональным успехам.

2.    Зависть к интеллекту и способностям Другого, а также к семейному благополучию отрицательно связаны со всеми показателями экономического статуса и благополучия. Как объективно низкие доходы, так и субъективная оценка экономического статуса и удовлетворенности им связаны с завистью не к материальному достатку, а, скорее, к тому, что сопровождает его или является его основой — интеллекту и семейному благополучию. Последнее также обусловлено и действием третьей переменной — семейным статусом.

3.    В соотношении с факторами экономического статуса и благополучия зависть-уныние выступает влияющим фактором, а зависть-неприязнь — подверженным влиянию последних. Зависть-уныние связана с экономической тревогой и финансовой депривацией прямо и опосредованно, через достаточность экономического статуса — низкий уровень зависти взаимосвязан с благоприятной оценкой достаточности экономического статуса, которая обусловливает снижение экономической тревоги и финансовой депривации.


       Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18­013-00134 А.

Литература

  1. Бескова Т.В. Методика диагностики зависти // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 127—141.
  2. Бескова Т.В. Социально-психологическая структура и детерминанты зависти. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 324 с.
  3. Донцов А.И. Феномен зависти. Homo invidens? М.: Эксмо, 2014. 512 с.
  4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 436 с.
  5. Лабунская В.А. Зависть, безнадежность и надежда как способ преобразования бытия субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Краснодар: Кубанский университет, 2005. С. 120—137.
  6. Муздыбаев К. Завистливость личности // Психологический журн. Т.23. №6. 2002. С. 38—50.
  7. Ореховский П. Экономический человека и роль зависти в его поведении // Общество и экономика. 2014. № 12. С. 102—119.
  8. Шамионов Р.М. Зависть в системе социально-экономических установок и активность личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. № 4. С. 46—53.
  9. Шёк Г. Зависть: теория социального поведения. М.: ИРИСЭН, 2010. 544 с.
  10. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 426 с.
  11. Anderson M.K. Concretization and envy // Canadian Journal of Psychoanalysis. 2011. Vol. 19. № 1. P. 125—131.
  12. Anderson R.E. Envy and Jealousy // American Journal of Psychotherapy. 2002. Vol. 56. № 4. P. 455— 479.
  13. Cobo-Reyes R., Jimenez N. The dark side of friendship: “envy” // Experimental Economics. 2012. Vol. 15. № 4. P. 547—570.
  14. Cohen-Charash Y., Mueller J. Does perceived unfairness exacerbate or mitigate interpersonal counterproductive work behaviors related to envy? // Journal of Applied Psychology. 2007. Vol. 92 (3). P. 666—680.
  15. Debbane E. Envy and Its Relation to Destructiveness // Canadian Journal of Psychoanalysis. 2011. Vol. 19. № 1. P. 108—124.
  16. Koch E., Metcalfe K. The Bittersweet Taste of Success: Daily and Recalled Experiences of Being an Upward Social Comparison Target // Basic and Applied Social Psychology. 2011. Vol. 33. № 1. P. 47—58.
  17. Sawada M., Hayama D. Dispositional vengeance and anger on schadenfreude // Psychological Reports. 2012. Vol. 111. № 1. P. 322—334.
  18. Shamionov R.M. Envy and Monetary Attitudes of Personality // Advances in Public, Environmental and Occupational Health. 2014. Vol. 4. P. 43—48. doi.10.5729/apeoh.vol4.43
  19. Smith R.H., Kim S.H. Comprehending envy // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. № 1. P. 46—64.
  20. van de Ven N., Zeelenberg M., Pieters R. Leveling Up and Down: The Experiences of Benign and Malicious envy // Emotion. 2009. Vol. 9. № 3. P. 419—429.
  21. van de Ven N., Zeelenberg M., Pieters R. Warding Off the Evil Eye: When the Fear of Being Envied Increases Prosocial Behavior // Psychological Science. 2010. Vol. 21. № 11. P. 1671—1677.
  22. van de Ven N., Zeelenberg M., Pieters R. Why envy Outperforms Admiration // Personality and Social Psychology Bulletin. 2011. Vol. 37. № 6. P. 784—795.
  23. West M. Envy and difference // Journal of Analytical of Psychology. 2010. Vol. 55. № 4. P. 459—484.
  24. Winkelmann R. Conspicuous consumption and satisfaction // Journal of Economic Psychology. 2012. Vol. 33. № 1. P. 183—191
  25. Yamada M., Takahashi H. Happiness is a matter of social comparison // Psychologia. 2011. Vol. 54. № 4. P. 252—260.

Информация об авторах

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: shamionov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1959
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1302
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5