Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении

523

Аннотация

В статье приведены результаты эмпирического исследования взаимосвязи экопсихологических типов взаимодействия с личностными качествами субъектов общения и совместной учебной и про¬фессиональной деятельности. Сравнение данных, полученных на выборках студентов и государ¬ственных служащих, показало, что в ситуациях общения в качестве предикторов экопсихологических типов взаимодействия в общении выступает общность личностных ценностей, а в ситуациях учебной деятельности студентов и профессиональной деятельности госслужащих показано — общность лич¬ностных черт.

Общая информация

Ключевые слова: экопсихологические типы взаимодействия, предикторы, личностные черты, взаимосвязь, совместная деятельность, общение, студенты, государственные служащие

Рубрика издания: Экологическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120406

Финансирование. Работа выполнена в рамках госзадания ФГБНУ ПИ РАО.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования психологов Широкова А.Р. и Ярыгину Я.Н.

Для цитаты: Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 4. С. 72–80. DOI: 10.17759/exppsy.2019120406

Фрагмент статьи

Согласно теории А.В. Брушлинского, «... психическое является процессом потому, что оно всегда формируется только в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельности, общения и т. д.) индивида с внешним миром» (Брушлинский, 2006, с. 252). Вслед за своим учителем В.В. Знаков подчеркивает, что «... разнообразные личностные ка­чества и уровни активности субъекта образуют целостную систему внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия на человека.

Литература

  1. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 623 с.
  2. Дмитриева Л.Г. Проблема асимметричности и неравновесности психологических позиций в диалогическом взаимодействии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2009. № 4, URL: http://psyedu.ru/journal/2009/4/Dmitrieva.phtml (дата обращения: 26.07.2019).
  3. Знаков В.В. Теория психического как процесса и процессуальная логико-смысловая картина мира // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 37—47.
  4. Капцов А.В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2011. 214 с.
  5. Капцов А.В. Психологическая аксиометрия личности и группы. Самара: СамЛюксПринт, 2015. 112 с.
  6. Капцов А.В. Структура взаимодействий в малой группе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2017. № 1(21). С. 147—158.
  7. Капцов А.В., Некрасова Е.В. Взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и неравновесности аксиосферы личности старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. № 4, URL: http://psyedu.ru/journal/2011/4/2565.phtml (дата обращения: 26.07.2019).
  8. Капцов А.В., Панов В.И. Типология межиндивидных взаимодействий с позиции экопсихологического подхода // Экопсихологические исследования-4: коллективная монография / Под ред. В.И. Панова. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 141—155.
  9. Капцов А.В., Широков А.Р. Особенности валидизации методик определения экопсихологических типов взаимодействия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. № 2 (24). С. 118—126.
  10. Комплексная психологическая диагностика общения: методическая разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. Самара: ПГСГА, 2015. 32 с.
  11. Крылов А.К., Александров Ю.И. Особенности взаимодействия рефлекторного агента со средой: модельное исследование // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 1. С. 5—22.
  12. Лиознова Е.В. Разработка и апробация метода диагностики особенностей развития субъекта общения (СРСО) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 2. С. 334—344. URL:http://psyedu.ru/journal/2014/2/Lioznova.phtml (дата обращения: 26.07.2019).
  13. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
  14. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13—27.
  15. Panov V. From Environmental Psychology to Subject-Environment Interactions // Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2017), Part of the series ASSEHR. Moscow. 2017. Vol. 124. P. 1135—1139. doi: 10.2991/ iccessh-17.2017.265

Информация об авторах

Капцов Александр Васильевич, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательского центра, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Самарский филиал (СФ ГАОУ ВО МГПУ), Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7999-6546, e-mail: avkaptsov@mail.ru

Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, e-mail: ecovip@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1087
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 523
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1