Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Методологические проблемы использования эксперимента в социально-психологическом исследовании совместной деятельности и группового поведения 984

Сарычев С.В., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии Курского гос. университета, член-корреспондент Академии гуманитарных наук по Курскому региональному отделению, Курск, Россия
Чернышев А.С., доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Курского государственного университета, Россия

Аннотация

Обсуждаются проблемы использования эксперимента в исследовании совместной деятельности и группового поведения. Рассматриваются структура социально-психологического эксперимента как способа верификации гипотезы, повышение экологической валидности данных эксперимента, возможности сочетания различных видов эксперимента в исследовании малых групп.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема. Потребность прогнозирования процесса и результатов совместной деятельности малых групп делает востребованным исследование их совместной деятельности и группового поведения. Малые группы оказывают существенное влияние на личность члена группы и, по принципу обратной связи, на общество (Андреева, 1988). Линия исследования и формирования малой группы как субъекта деятельности, общения и отношений, наметившаяся в 60–80-е годы XX в. в отечественной социальной психологии, стимулировала разработку феномена «совместной деятельности». Развитие концепции совместной деятельности как феномена, наиболее адекватного для описания субъектности группы, сопровождалось совершенствованием методического арсенала исследований. В реализации принципа единства теории, эксперимента и практики применительно к обозначенному предмету исследования ведущую роль сыграли идеи системного подхода. Применение данного принципа предполагало разработку новых методов, обладающих «высокой разрешающей способностью» (Ломов, 1984).

Литература
  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  2. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
  3. Журавлёв А. Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной психологии // Психология совместной деятельности малых групп и организаций. М., 2001. С. 120–136.
  4. Журавлёв А. Л., Дробышева Т. В. Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании // Вестник практической психологии об разования. 2008. № 2 (16). С. 18–24.
  5. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
  6. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента М., 1971.
  7. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в совре менной психологии // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. C. 134–158.
  8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  9. Макаренко А. С. О воспитании. М., 1988.
  10. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  11. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
  12. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагнос тики группы в совместной деятельности. М., 2005.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика