Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Количественная модель субъективной интегральной оценки человеком совокупности разнородных семантических объектов 654

Антонец В.А., доктор физико-математических наук, antva@appl.sci-nnov.ru
Левчук И.В., Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, levchuk.irina@nant.ru

Аннотация

Описана количественная модель субъективного оценивания человеком разнородных семантических объектов на примере формирования покупателем корзины приобретаемых товаров из их ограниченной совокупности. Для ее построения были использованы результаты работ С. Стивенса, Д. Канемана, а также метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, который позволил описать количественно субъективное отношение к объекту.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследование процессов принятия человеком решений является актуальной проблемой психологии, нейрофизиологии, экономики, компьютерных наук, политологии, социологии и других областей знаний. Сложность ее решения обусловлена как многообразием когнитивных механизмов принятия решений, так и многообразием аспектов исследования, соответствующих интересам разных наук. В настоящей работе на примере оценивания покупателем корзины приобретаемых товаров из их ограниченной совокупности, т. е. на примере принятия экономического решения, продемонстрирована возможность построения количественной модели субъективной оценки человеком совокупности разнородных семантических объектов.

Впервые попытка количественного описания логики принятия экономических решений была сделана в 1854 г. немецким экономистом Германом Генрихом Госсеном. На основе предположения о том, что поведение покупателя определяется исключительно рациональным стремлением к увеличению полезности или удовольствия от совокупности приобретаемых благ, он сформулировал два тезиса, известные как «законы Госсена» (Жид, Рист, 1995), которые представляют собой формализованное описание потребительской логики. Однако существует целый ряд факторов, вследствие которых потребитель оценивает товар не как объективный эксперт, а как заинтересованное лицо, и его решение о покупке в большинстве случаев является интуитивным и, безусловно, носит субъективный характер. Но этот факт не означает еще, что поведение потребителя не может быть описано количественно. В настоящей работе предлагается количественная модель субъективного оценивания покупателем корзины разнородных товаров. Поставленная задача решена с применением известных результатов С. Стивенса, Д. Канемана и Ч. Осгуда.

Литература
  1. Антонец В. А., Левчук И. В. Товар как семантический аттрактор // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 299–303.
  2. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений / Пер. с фр. М.: Экономика, 1995.
  3. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
  4. Стивенс С. Экспериментальная психология. М.: Иностранная литература, 1960.
  5. Kahneman D., Frederisk Sh. Representativeness Revisited, Attribute Substitution in Intuitive Judement Heuristics and biases: The psychology of intuitive thought N. Y.: Cambridge Univ. Press, 2002.
  6. Osgood C. E., Suci G. and P. Tannenbaum. The Measurement of Meaning. University of Illinois Press, 1957.
  7. Viardot E. Successful Marketing Strategy for High-Tech Firms. 3rd ed. Norwood. MA: Artech House. Inc., 2004.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика