Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Проблема эквивалентности традиционных и компьютеризированных психологических методик 604

Бабанин Л.Н., кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук. , leob@mail.ru

Аннотация

В обширной практике компьютеризации психологических методик накапливаются случаи неэквивалентности компьютеризированных методик своему традиционному варианту. Имеются данные по популяциям и по измеряемым психологическим характеристикам, а также об изменении во времени. Предложено объяснение этого явления с позиции культурно-исторической психологии: новое средство должно быть культурно освоено, его применение должно входить в ключевые компетенции испытуемого.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

К настоящему времени проведено много исследований, направленных на выяснение эквивалентности традиционных («бумага и карандаш») и компьютеризированных форм различных психологических методик. Как было показано нами ранее, разные формы методик отличаются по структуре (Бабанин, 2006). Психометрически, т. е. статистически, формы психодиагностической методики считаются эквивалентными, если все их шкалы имеют одинаковые статистические показатели и в обоих вариантах одни и те же испытуемые в группе по их показателям ранжируются одинаково.

В большинстве случаев исследователи пытались показать их психометрическую эквивалентность и таким образом обосновать применение компьютеризированных форм методик. В результате сравнительных исследований сложилась довольно противоречивая картина. С одной стороны, в большинстве показана психометрическая эквивалентность компьютеризированных и традиционных форм методик, с другой – имеются свидетельства об их различии. Эти исследования проводились на материале различных методик применительно к различным популяциям. При этом чаще всего это опросники, а в качестве испытуемых в подавляющем большинстве выступают студенты.

Рассмотрим случаи неэквивалентности методик, сначала психологических. По испытуемым. Обнаружено, что пациенты клиник чаще дают нечестные ответы в компьютеризированных личностных опросниках (Whitener, Klein, 1995). Получены различия и для особой группы респондентов – заключенных тюрьмы (Ford, Vitelli, Stuckless, 1996). Имеются данные о неэквивалентности ряда методик для подростков.

Литература
  1. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  2. Бабанин Л. Н. Психологическая методика как объект общепсихологического анализа // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 2. М.: Смысл, 2006. С. 177–202.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 5 мая 2006. http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm.
  4. Тихомиров О. К. Информационный век и теория Л. С. Выготского // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 114–119.
  5. Bunderson С. V., Inouye D. К. and Olsen J. В. The four generations of computerized educational measurement [Текст] // Educational measurement / Ed. by R. L. Linn. American council on education. 1989. С. 367–407.
  6. Clariana R., Wallace P. Paper-based versus computer-based assessment: key factors associated with the test mode effect // British Journal of Educational Technology. 2002. V. 3. № 5. С. 593–602.
  7. Ford D. B., Vitelli R., Stuckles S. N. The effects of computer versus paper-and-pencil administration on measures of anger and revenge with an inmate population // Computers in human behavior. 1996. V. 12. № 1. С. 159–166.
  8. Hays S., McCallum S. A comparison of the pencil-and-paper and computer-administered Minnesota multiphasic personality inventory – adolescent // Psychology in the schools. 2005. V. 42. № 6. С. 605–612.
  9. McDonald A. S. The impact of individual differences on the equivalence of computer-based and paper-and-pencil educational assessments // Computers and education. 2002. V. 39. С. 299–312.
  10. Millsap C. M. Comparison of computer testing versus traditional paper and pencil testing: Diss. for the degree of PhD. Univ. of North Texas. 2000. http://digital.library.unt.edu/permalink/metadc-2621:1.
  11. Whitener E. M., Klein H. J. Equivalence of computerized and traditional research methods: the roles of scanning, social environment, and social desirability // Computers in human behavior. 1995. V. 11. № 1. C. 65–75
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика