Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Психологический тренажер – система моделирования результатов психологических исследований 688

Куравский Л.С., доктор технических наук, декан факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, l.s.kuravsky@gmail.com
Марголис А.А., кандидат психологических наук, врио ректора, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, margolisaa@mgppu.ru
Юрьев Г.А., кандидат физико-математических наук, зам. декана, доцент, факультет информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, g.a.yuryev@gmail.com

Аннотация

Рассматривается принцип организации тренажера, используемого при обучении студентов-психологов, которым при работе с психометрическими методиками часто недостает наблюдений, что обусловлено необходимостью значительных затрат различного рода ресурсов, требуемых для получения полезной информации, а так же опыт его применения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Эффективность использования тренажерных систем при обучении специалистов позволяет говорить об актуальности разработки психологических тренажеров, позволяющих моделировать и исследовать на компьютере результаты, полученные с помощью психометрических методик для различных типов испытуемых (концепция этих систем предложена А. А. Марголисом). Несмотря на то, что психологические тренажеры не дают навыков непосредственной работы с респондентом и соблюдения необходимых процедур исследования, они формируют полезные базовые навыки работы с итоговым протоколом, позволяя при последующей практике в реальных условиях сосредоточиться на освоении особенностей работы с участниками тестирования.

К преимуществам этих обучающих систем также относятся: 1) интенсификация процесса обучения; 2) легкая адаптация под любые методики при наличии достаточной выборки; 3) возможность тиражирования полезного опыта путем использования для обуче ния тренажера результатов проверки вновь разработанных методик на тест группах с их последующим занесением в базу данных; 4) повышение доступности знаний, необходимых для специалиста (в том числе путем генерации новых результатов тестирования при недостаточном объеме проведенных наблюдений); 5) развитие навыков самостоятельной работы у студентов; 6) разгрузка преподавателей от рутинной работы.

Литература
  1. Головко В. А. Нейронные сети: обучение, организация и применение: Учеб. пособие. М.: ИПРЖР, 2001.
  2. Джексон П. Введение в экспертные системы: Уч. пос. / Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2001.
  3. Джонс М. Т. Программирование искусственного интеллекта в приложениях / Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2004.
  4. Круглов В. В., Борисов В. В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. М.: Горячая линия-Телеком, 2002.
  5. Куравский Л. С., Баранов С. Н., Малых С. Б. Нейронные сети в задачах прогнозирования, диагностики и анализа данных. М.: РУСАВИА, 2003.
  6. Куравский Л. С., Баранов С. Н., Корниенко П. А. Обучаемые многофакторные сети Маркова и их применение для исследования психологических характеристик // Нейрокомпьютеры: разработка и применение. № 12. 2005. С. 65–76.
  7. Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. 4-е изд. / Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. Нейронные сети. STATISTICA Neural Networks. М.: Горячая линия-Телеком, 2000.
  8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Анализа семейных взаимоотношений (АСВ).
  9. Kuravsky L. S., Baranov S. N. Synthesis of Markov networks for forecasting fatigue failures // Proc. Condition Monitoring 2003. Oxford, United Kingdom. July 2003. Р. 76–91.
  10. Kuravsky L. S. and Baranov S. N. The concept of multifactor Markov networks and its application to forecasting and diagnostics of technical systems // Proc. Condition Monitoring 2005. Cambridge, United Kingdom. July 2005. Р. 111–117.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика