Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Использование юзабилити-метрик при анализе деятельности пользователей корпоративной системы обучения 675

Синицына М.В., Аспирант, Институт психологии РАН, msinits@gmail.com
Костин А.Н., доктор психологических наук, Институт психологии РАН, a.kostin@psychol.ras.ru

Аннотация

В предлагаемой работе обосновывается необходимость психологического анализа деятельности пользователя для оценки удобства использования компьютерных интерфейсов с использованием юзабилити-метрик. Анализируется их новый вариант, разработанный на основе субъектно-деятельностного подхода. Рассматриваются результаты его применения для анализа деятельности пользователей корпоративной системы обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние два десятилетия бурно развивается новая отрасль эргономики, которая называется юзабилити (примерный перевод – «удобство исследования»), задачей которой является создание удобных компьютерных интерфейсов. Одной из наиболее актуальных проблем юзабилити является разработка методов психологического анализа деятельности пользователей. В существующих международных стандартах ISO 9126–4 и ISO 9241–11 деятельность пользователя при работе с некоторым программным продуктом предлагается оценивать по следующим основным группам параметров:

  • Эффективность – то, насколько успешно пользователь смог выполнить задачу.
  • Продуктивность – количество затрат, как правило, временных, необходимых для выполнения задачи.
  • Удовлетворенность – субъективная удовлетворенность пользователей от работы с продуктом.

В ходе теоретического анализа данного варианта юзабилити-метрик А.Н. Костин показал, что они неполны, часто не совпадают друг с другом, а самое главное – они не охватывают всех аспектов деятельности (Костин, 2009). В частности, ни в ISO 9126-4, ни в ISO 9241-11 нет четкого определения, что такое «эффективность», «продуктивность» и «удовлетворенность», поэтому использование этих метрик носит ситуативный и зачастую произвольный характер. Метрика же «удовлетворенность» в том виде, в котором она существует сейчас, практически бесполезна. Подавляющее большинство пользователей, даже столкнувшись с существенными затруднениями в ходе решения определенной задачи, не могут четко осознать природу этих затруднений, поэтому решают, что работать с продуктом достаточно удобно, а все затруднения – это следствие их личных недостатков или внешних факторов (усталость, некомпетентность и т. д.).

Литература
  1. Костин А. Н. Разработка юзабилити-метрик для эргономической экспертизы компьютерных продуктов на основе субъектно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 1. М.: Изд-во ИП РАН, 2009.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика