Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Роль сознания в имплицитном научении при решении сенсорных задач 657

Ворожейкин И.В., Самарский государственный университет (Самара), vorozheikin@yandex.ru
Макаров А.В., Самарский государственный университет (Самара)

Аннотация

В исследовании показано, что результаты неосознаваемой познавательной активности – имплицитного научения – положительно влияют на процесс решения сенсорных задач. Причем приращение эффективности деятельности происходит даже в том случае, если испытуемые уверены в ошибочности своих действий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

В значительном количестве экспериментальных работ было показано, что информация, предъявляемая на неосознаваемом уровне, влияет на последующую деятельность и даже может семантически обрабатываться (Агафонов, 2006; Аллахвердов, 2000; Филиппова, 2006). Т. е. человек каким-то образом способен осуществлять познавательную активность неосознанно, имплицитно. Причем результаты такого рода познавательной активности – научения, проявляются в осознанной деятельности (Морошкина, 2006). Представляется важным вопрос о роли механизмов сознания в имплицитном научении. Ведь если научение может происходить неосознанно, зачем вообще осознавать?

Литература
  1. Агафонов А. Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании Самара: Универс-групп, 2006.
  2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.
  3. Владыкина Н. П. О закономерностях работы сознания в зоне неразличения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Вып. 2. С. 117–122. СПб., 2008.
  4. Гусев А. Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
  5. Морошкина Н. В. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты принятия решения в процессе научения (на примере простейших вычислительных задач): Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006.
  6. Филиппова М. Г. Роль неосознаваемых значений в процессе восприятия многозначных изображений: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика