Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20557 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Социальная верификация гипотез при решении задач высокой степени неопределенности 923

Гершкович В.А., кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государс венный Униврститет, факультет психологии, кафедра общей психологии, ассистент, Санкт-Петербург, Россия, Gershkovich_v@mail.ru
Морошкина Н.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, moroshkina.n@gmail.com
Науменко О.В., Санкт-Петербургский государственный университет
Аллахвердов В.М., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия, crhome@mail.rcom.ru

Аннотация

В настоящей работе исследуется процесс совместного решения задач высокой степени неопределенности. Проверяется гипотеза о том, что совпадение ответов с партнером при решении задачи будет субъективно трактоваться как критерий правильности решения и что совместно принятое решение обладает последействием. Полученные результаты интерпретируются через понимание социального взаимодействия как одного из способов независимой проверки результатов индивидуального познания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние десятилетия когнитивная наука активно обратилась к исследованию влияния социального взаимодействия на решение человеком различных когнитивных задач. Особый интерес уделяется различиям в репрезентации знаний, получаемых в процессе индивидуальной или совместной работы. Еще в классических экспериментах М. Шерифа и его последователей было показано, что создание групповой нормы влияет на индивидуальное восприятие автокинетического эффекта и что однажды сформированные групповые нормы продолжают работать даже при условии, что люди их создавшие уже не принимают участие в исследовании. Таким образом, социальное взаимодействие оказывает сильное влияние на принятие индивидуальных решений. Особенно показателен в этом случае эксперимент C. Московичи с коллегами, в котором было показано, что достигнутый групповой консенсус менял впоследствии восприятие каждого индивидуума (Moscovici, 1985). Зависимость нашего мнения от мнения других проступает наиболее явно в ситуации, когда внешняя реальность амбивалентна, плохо определена и еле уловима (Festinger, 1954). Сформированная «совместная реальность» с трудом поддается изменению, является достаточно стабильной и поддерживается индивидуумом самостоятельно.

В ряде случаев совместная деятельность позитивным образом сказывается на выполнении простых когнитивных задач. Так, в эксперименте Нихей с коллегами (Nihei et al., 2002) испытуемые работали индивидуально или в диадах, занимаясь детекцией и обсуждением обнаруженных ошибок. Результаты продемонстрировали не только принципиальное отличие индивидуальной работы от работы в диаде, но и повышение эффективности работы диады от первой ко второй половине задания. Этот эффект позволил авторам предположить, что взаимодействие между испытуемыми давало им возможность больше узнавать о задании, индивидуальном стиле работы друг друга и позволяло осуществить когнитивное переструктурирование задания. Т. е. испытуемые по мере развития совместной деятельности для достижения наиболее эффективного результата настраиваются друг на друга. Действительно, совместные работы когнитивных и социальных психологов показывают, что люди понимают друг друга и реагируют друг на друга в результате взаимной неосознаваемой внутренней имитации (ментальной симуляции) действий партнеров (Chartrand, Bargh, 1999).

Литература
  1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб.: Печатный двор, 1993.
  2. Chartrand T., Bargh J. The Chameleon Effect: The Perception – Behavior Link and Social Interac tion // Journal of personality and social psychology. 1999. V. 76. № 6. Р. 893–910.
  3. Festinger L. A theory of social comparison process // Human Relations. 1954. № 2. Р. 117–140.
  4. Moscovici S. Social influence and conformity // G. Lindary and E. Aronson (еds.). Handbook of social psychology. 3ed.Vol. 2. New York: Random House, 1985.
  5. Nihei Y., Terashima M., Suzuki I., Morikawa S. Why are four eyes better than two? Effects of collaboration on the detection of errors in proofreading // Japanese Psychological Research. 2002. V. 44. Is. 3. Р. 173–179.
  6. Solso R. L. Cognition and the visual arts. Cambridge, MA: MIT Press, 1997.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика