Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Экспериментальное исследование влияния задачи на структуру актуальной модели ситуации преобразования 613

Коровкин С.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, korovkin_su@list.ru

Аннотация

В данной работе описываются результаты экспериментального исследования влияния предъявляемой задачи в ходе мыслительного процесса на структуру актуальной модели ситуации. Показана роль психологической структуры задачи при условии идентичности формальной структуры задач.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Одним из наиболее общих положений в психологии мышления и решении проблем является тезис о детерминированности мыслительного процесса структурой предъявленной испытуемому задачи. При этом часто термин «задача» отождествляется с формулировкой задания, тем самым подразумевается, что мыслительный процесс и особенности обобщений определяются формальной структурой задачи.

Основной гипотезой данного исследования является предположение о том, что структура актуальной модели ситуации преобразования определяется психологической структурой задачи при идентичности формальной стороны задач.

Под характеристиками в структуре актуальной модели ситуации преобразования мы понимаем элементы когнитивной модели ситуации в момент решения, основными элементами которой являются «субъект», «объект», «действие», «инструмент», «условия», «общество», «цель» (Корнилов, 2000; Коровкин, 2010). Для проверки обозначенной гипотезы было проведено исследование, в ходе которого испытуемым предъявлялся набор формально идентичных орудийных задач, отличающихся психологической структурой. Осуществлялась проверка различий структур актуальной модели в данных задачах на элементарном и структурном уровнях.

Литература
  1. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
  2. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.
  3. Варенов А. В. Мышление и репрезентация знаний // Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений: Сборник статей / Под ред. Ю.К. Корнилова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. С. 82–106.
  4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  5. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
  6. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 86–234.
  7. Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Ярославль: Диа-пресс, 2000.
  8. Коровкин С. Ю. Функциональные обобщения и особенности решения проблем преобразования // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2010. № 1. С. 44–49.
  9. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
  10. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер-Принт, 2004.
  11. Рабардель П. Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов). М.: Изд-во ИП РАН, 1999.
  12. Спиридонов В. Ф. Психология мышления: решение задач и проблем. М.: Генезис, 2006.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика