Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Влияние процедуры вербального сравнения звуков на субъективную оценку степени их сходства 652

Самойленко Е.С., доктор психологических наук, Заведующая лабораторией познавательных процессов и математической психологии, ФУБУН Институт психологии РАН, Москва, Россия, elena.samoylenko@ipras.ru
Волков А.И., Гимназия № 45, Международный Бакалавриат
Волков В.С., Гимназия № 45, Международный Бакалавриат
Дудина М.С., Гимназия № 45, Международный Бакалавриат
Полякова Д.В., Гимназия № 45, Международный Бакалавриат

Аннотация

Проведен анализ влияния процедуры вербализации сходных или различных признаков похожих и непохожих звуков на субъективную оценку степени сходства этих звуков. Обнаружено влияние только описания сходства непохожих звуков на субъективную оценку величины их сходства. Результаты исследования не совпадают с теми, которые были получены в исследовании с аналогичным дизайном, но с использованием зрительных стимулов.

Ключевые слова: сравнение, вербализация

Рубрика: Эксперимент в когнитивной психологии

Тип: материалы конференции

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема исследования

Данное экспериментальное исследование посвящено анализу влияния процедуры вербально выраженного сравнения звуков на субъективную оценку степени их сходства. Исследование встраивается в современное направление экспериментальных работ, посвященных изучению конструктивной роли операции сравнения в когнитивных процессах.

В этих работах показано, в частности, что процессы сравнения усиливают тенденцию интерпретировать неоднозначные объекты в свете тех однозначных объектов, с которыми осуществляется их сопоставление (Medin, Goldstone, Gentner, 1993). Выявлено, что процессы установления сходства и различия влияют на особенности перцептивных иллюзий (Hassin, 2001). Так, например, иллюзия Эббингауза практически исчезает в том случае, если перед оценкой размера объекта осуществляется процедура установления сходства, в то время как предварительное осуществление процедуры определения различия приводит к усилению данной иллюзии.

Особый интерес представляют исследования влияния выраженного во внешней речи сравнения на особенности когнитивных процессов и, в частности, на субъективную оценку степени сходства сопоставляемых объектов. Один из принципиальных моментов, обсуждаемых в данных исследованиях, заключается в правомерности постановки общей задачи на субъективную оценку степени сходства двух объектов без указания тех параметров, по которым необходимо проводить их соотнесение. В этой связи существуют две различные позиции.

Литература
  1. Barsalou L. W. Ad hoc categories // Memory. Cognition. 1983. № 11 (3). P. 211–227.
  2. Boroditsky L. Comparison and the development of knowledge // Cognition. 2007. № 102. P. 118–128.
  3. Brown A.L. Domain-specific principles affect learning and transfer in children // Cognitive Science. 1990. № 14. P. 107–133.
  4. Gentner D. Children‘s performance on a spatial analogies task // Child Development. 1977. № 48. P. 1034–1039.
  5. Goldstone R. L., Gentner D. & Medin D. L. Relations relating relations // Proceedings of the Eleventh Annual Conference of the Cognitive Science Society. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1989. P. 131–138.
  6. Goodman N. Seven strictures on similarity. Problems and projects / Ed. by N. Goodman. 1972. P. 437–447.
  7. Hassin R. R. Making features similar: comparison processes affect perception // Psychonomic Bulletin & Review. 2001. № 8 (4). P. 728–731.
  8. Hutchinson J. W., Lockhead G. R. Similarity as distance: A structural principle for semantic memory // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1977. № 3. P. 660–678.
  9. Markman A. D., Gentner D. Commonalities and differences in similarity comparisons // Memory and cognition. 1996. № 24 (2). P. 235–249.
  10. Medin D.L., Goldstone R.L., Gentner D. Respects for Similarity. Psychological Review. 1993. № 100 (2). P. 254–278.
  11. Murphy G. L., Medin D. L. The role of theories in conceptual coherence // Psychological Review. 1985. № 92 (3). P. 289–316.
  12. Nosofsky R. M. Similarity, frequency, and category representations // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1988. № 14 (1). P. 54–65.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика