Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Характеристики памяти в экологическо-временном контексте 1261

Шпагонова Н.Т., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, shpagonova@mail.ru

Аннотация

Изучались психофизические характеристики памяти в задачах различения длительностей световых стимулов в лабораторных и естественных условиях. Рассмотрено влияние таких факторов, как особенности предъявления эталона (однократно или в каждой паре) и гравитоинерционных воздействий на величины психофизических показателей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема исследования

Память является фундаментальным свойством живой материи, обеспечивающим сохранение, передачу и использование как видового, так и индивидуального опыта. В силу многоуровневости и многоаспектности процессов памяти их изучение требует участия специалистов многих научных дисциплин. Проблема научения и памяти принадлежит к числу наиболее интенсивно разрабатываемых исследователями самого разного профиля: психологии, молекулярной биологии, нейрофизиологии. Исследования памяти, выполненные в русле различных подходов: биохимического, нейрофизиологического, психофизического, экологического, социально-психологического – позволяют создать панорамную картину исследования памяти и выявить такие тенденции, как сложность организации, глубокие эволюционные корни, непрерывность развития и неавтономность ее существования (Корж, 2009).

Использование психофизического подхода к изучению памяти дает возможность системного рассмотрения данной проблемы: изучать динамику характеристик мнемического процесса, используя психофизические показатели; выявлять взаимосвязи между феноменами разного уровня.

Динамика сохранения эталона в памяти для стимулов разных модальностей исследовалась достаточно подробно в работах отечественных и зарубежных авторов (Корж, Леонов, Соколов, 1969; Корж, 2009; Корж, Лупенко, Сафуанова, 1990; Шпагонова, 1998, 2009; Magnussen, Dyrnes, 1994; Lages, Treisman, 1998; Данилова, Моллон, 2007). Было установлено, что с течением времени хранения эталона не происходит забывания, а, наоборот, увеличивается точность опознания, различения. Показано, что наблюдатели могут хранить в памяти значительное количество эталонов и производить сравнение предъявленного физического стимула с эталоном, хранящимся в памяти, с высокой точностью. Кроме того, психофизические показатели являются особо чувствительными к различным воздействиям как сенсорного, так и перцептивного свойства. При изучении влияния музыки на успешность выполнения психофизической задачи было показано, что музыкальная стимуляция положительно влияет как на эффективность решения задачи по различению длин линий по эталону, хранящемуся в долговременной памяти, так и на эмоциональное состояние испытуемых в ходе решения задачи (Епифанов, Шпагонова, 2002).

Литература
  1. Белопольский В. И. Взор человека: Механизмы, модели, функции. М.: Изд-во ИП РАН, 2007.
  2. Епифанов Е. Г., Шпагонова Н. Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 105–112.
  3. Корж Н. Н. Личностные черты невербальной памяти (психофизический контекст) // Междисциплинарные исследования памяти / Под ред. А.Л. Журавлёва, Н. Н. Корж. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 157–178.
  4. Корж Н. Н., Леонов Ю. П., Соколов Е. Н. О запоминании и узнавании заданного эталона интенсивности звука // Журнал ВНД. 1969. Т. 19. № 6. С. 989–997.
  5. Корж Н. Н., Лупенко Е. В., Сафуанова О. В. Сенсорно-мнемические задачи и индивидуальноличностные особенности // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. С. 27–31.
  6. Носуленко В. Н. Психофизика восприятия естественной среды: Проблемы воспринимаемого качества. М.: Изд-во ИП РАН, 2007.
  7. Садов В. А., Шпагонова Н. Г. Роль семантики в воспроизведении длительностей звуковых фрагментов // Экспериментальная психология. 2008. № 1. С. 34–43.
  8. Шпагонова Н. Г. Психофизический аспект сенсорно-перцептивных и мнемических свойств субъекта в когнитивных задачах // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. С. 237–248.
  9. Шпагонова Н. Г. Психофизические характеристики памяти в лабораторных и естественных условиях // Междисциплинарные исследования памяти / Под ред. А.Л. Журавлёва, Н. Н. Корж. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 179–198.
  10. Lades M., Treisman M. Spatial frequency discrimination: visual long-term memory or criterion setting? // Vision Research. 1998. № 38 (4). P. 557–572.
  11. Magnussen S., Dyrnes S. High-fidelity perceptual long-term memory // Psychological Science. 1994. № 5. P. 99–102.
  12. Morgan M. J., Watamaniuk S. N. J., Mckee S. P. The use of an implicit standard for measuring discrimination thresholds // Vision Research. 2000. № 40. P. 2341–2349.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика