Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых1 1968

Белопольская Н.Л., доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, natalybelopolsky@mail.ru

Аннотация

Описан метод экспериментального исследования возрастной идентификации у детей, подростков и взрослых при нормативном развитии, нарушенном психическом развитии у детей и подростков, а также у взрослых, переживающих жизненные кризисы и совершивших суицидальные попытки. Показана надежность метода для психологической диагностики нарушений самосознания. Описана процедура применения метода и его апробация на широкой выборке.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема

Возрастная идентификация представляет собой базовый компонент структуры идентичности. Она отражает жизненные события и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. Исследование возрастной идентификации связано с такими понятиями, как психологический возраст, психологическое время личности и жизненный путь человека (Бернс, 1986; Головаха, Кроник, 2008; Кон, 1978).

Э. Эриксон понимает процесс развития идентичности как интеграцию и дифференциацию идентификаций, происходящих одновременно (Эриксон, 2000).

Идентификация представляется сплавом эмоционального, когнитивного и социального компонентов. В процессе становления возрастной идентификации на отдельных возрастных этапах, а также в периоды возрастных или жизненных кризисов один компонент может доминировать над остальными (Mead, 1996).

Ранее нами была разработана методика исследования половозрастной идентификации у детей, которую мы апробировали как на детях с нормативным развитием, так и на детях с различными проблемами психического развития (Белопольская, 2009).

В последующем методика была доработана таким образом, чтобы стало возможным исследовать возрастную или половозрастную идентификацию у подростков и взрослых (Белопольская, 2009; Белопольская, Улькина, 2010).

Литература
  1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 2009.
  2. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. М.: Изд-во ИП РАН, 2007.
  3. Белопольская Н.Л. Когнитивные и аффективные детерминанты решения задач на возрастную идентификацию // Познание и общение. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 159–169.
  4. Белопольская Н. Л. Исследование возрастной идентификации у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития // Дефектология. 2010. № 1. С. 23–31.
  5. Белопольская Н.Л., Ткешелашвили Д.Т. Нарушения половозрастной идентификации у людей, совершивших суицидальную попытку // Философские проблемы биологии и медицины. М.: Принтберри, 2009. С. 393–396.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  7. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008.
  8. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  9. Erikson E. H. Identity and the Life Cycle. N. Y.: IUP, 1959.
  10. Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика