Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Особенности движений глаз у детей младшего школьного возраста в процессе чтения текстов разной сложности 900

Иванов В.В., Институт возрастной физиологии РАО
Демидов А.А., кандидат психологических наук, главный специалист, Российского гуманитарного научного фонда Правительства РФ, Москва, Россия, alexander.demidov19@gmail.com
Безруких М.М., доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, Москва, Россия

Аннотация

При помощи метода видеорегистрации движений глаз изучалось влияние сложности и структурной организации текста на параметры окуломоторной активности учащихся первого и четвертого классов. Установлено, что сложность текста и его структурная организация влияет на среднюю продолжительность фиксаций и процентное соотношение прогрессивных и регрессивных саккад только у учащихся четвертых классов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

К настоящему времени выполнено большое количество исследований, посвященных изучению организации и функционированию окуломоторной активности взрослых в процессе чтения. Основной целью этих исследований стало как изучение характеристик окуломоторной активности самой по себе, так и определение влияния психолингвистических характеристик читаемого текста на планирование стратегии чтения. Было показано, что на стратегию чтения и, в частности, на движения глаз в процессе чтения влияют такие психолингвистические характеристики текста, как частота встречаемости лексических и синтаксических конструкций в тексте, предсказуемость слов в контексте предложения, лексическая или фонологическая неоднозначность слов, стилистическое согласование и влияние дискурса и др. (Hyona, 1995; Pollatsek, Rayner, 1990; Rayner, Duffy, 1984; Rayner, 1998; Sereno, 1995). Необходимо отметить, что подавляющее большинство исследований было нацелено на изучение уже сформировавшегося навыка чтения у взрослых читателей, что не позволяет распространить полученные результаты на выборки других возрастов и, в частности, детей. Но детское чтение имеет принципиальные отличия от взрослого чтения, не сводящиеся к простому недоразвитию операциональных средств свободного чтения. В отдельных исследованиях было показано, что на начальных этапах формирования навыка чтения детям достаточно трудно сконцентрироваться на читаемом, удержать свой взор на словах, недостаточно хорошо развит процесс преобразования графем в фонемы (Ehri, 1998) и еще незначителен объем кратковременной памяти. Это определяет и особенности детского чтения, например дрейф фиксаций, частые, по сравнению со взрослыми, регрессивные саккады, непонимание прочитанного. Существующие исследования, описывают количественные изменения параметров окуломоторной активности у детей разных возрастных групп (Findlay, Gilchrist, 2003; McConkie et al., 1991), но проблема о влиянии психолингвистических факторов – сложности и структурной организации текста – на окуломоторную активность детей еще недостаточно хорошо изучена.

Поэтому основной целью нашего исследования стало изучение влияния сложности и структурной организации текста на характеристики движений глаз при чтении учащихся младших классов с разной степенью сформированности навыка чтения.

Литература
  1. Безруких М. М. Трудности обучения письму и чтению // Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  2. Ehri L. Grapheme-phoneme knowledge is essential for learning to read words in English // Word recognition in beginning literacy / J. Metsala & L. Ehri (еds.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 1998. P. 3–40.
  3. Findlay J. M., Gilchrist I. D. Active vision: The psychology of looking and seeing. Oxford: University Press, 2003.
  4. Hyona I. An eye movement analysis of topic-shift effect during repeated reading // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1995. V. 21. P. 1365–1373.
  5. McConkie G. W., Zola D., Grimes J., Kerr P. W, Bryant N. R., Wolf P. M. Children‘s eye movements during reading // Vision and visual dyslexia / J. F. Stein (еd.). London: Macmillan Press, 1991. P. 251–262.
  6. Pollatsek A., Rayner K. Eye movements and lexical access in reading // Comprehension processes in reading / M. Coltheart (еd.). Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. P. 43–164.
  7. Rayner K. Eye Movements in Reading and Information Processing: 20 Years of Research // Psychological Bulletin. 1998. V. 124/3. P. 372–422.
  8. Rayner K., Duffy S. A. Lexical complexity and fixation times in reading: Effects of word frequency, verb complexity, and lexical ambiguity // Memory & Cognition. 1986. V. 14. P. 191–201.
  9. Sereno S. C. Resolution of lexical ambiguity: Evidence from an eye movement priming paradigm // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1995. V. 21. P. 582–595.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика