Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Проблема исследования взаимосвязи между уровнем развития способности действовать «в уме» и особенностями эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 1503

Коваленко С.М., МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 18 (Реутов), svetoc78@yandex.ru
Галкина Т.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, доцент Московского гуманитарного университета, Россия, galkina@list.ru

Аннотация

В предлагаемой работе представлено планирование экспериментального исследования, посвященного изучению проблемы взаимосвязи между уровнем развития способности действовать «в уме» (СДУ) и особенностями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Способность действовать «в уме» (СДУ), как показал в своих работах Я. А. Пономарев (1976, 1999) и его последователи (Галкина, 1986, 2006; Хуснутдинова, 1993; Кононенко, 1997; Хайкина, 1998; Пастернак, 2001 и др.), является центральным звеном психологического механизма не только интеллекта человека, но и творчества, общения и поведения в целом.

Способность действовать «в уме» является важнейшим показателем умственного развития. Проведенные и описанные Я. А. Пономаревым исследования доказывают, что уровень развития СДУ влияет на многие стороны как интеллектуального, так и личностного развития ребенка, а также на особенности его поведения и общения с окружающими. Данная общая способность крайне необходима для осуществления любой деятельности, и без достаточно высокого уровня ее развития практически невозможно успешно решать различные творческие задачи (Пономарев 1976, 1999), в том числе и особые задачи на самооценку (Галкина, 1986, 2006).

Ряд исследований, проведенных представителями научной школы Я. А. Пономарева, был посвящен проблеме факторов развития СДУ и взаимосвязи этой способности с различными переменными. Так, Т.В. Галкина и М.В. Хайкина (1998) выявили зависимость между уровнем развитием СДУ и особенностями развития речи и двигательных навыков в дошкольном возрасте. Л. Г. Хуснутдинова (Алексеева) вместе с Т.В. Галкиной (1993) обнаружили зависимость между уровнем развития речемыслительной креативности и уровнем развития СДУ. В исследованиях М. А. Кононенко и Т. В. Галкиной (1997) было показано, что общие и специальные компоненты СДУ тесно взаимосвязаны и что СДУ является единой способностью, которая проявляется независимо от сферы деятельности и от характера материала, с которым производятся умственные действия.

Литература
  1. Галкина Т. В. Психологический механизм решения задач на самооценку: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986.
  2. Галкина Т.В. Исследование центрального звена психологического механизма поведения // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С. 531–548.
  3. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ре бенка // Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  4. Кононенко М. А. Экспериментальное исследование способности действовать «в уме» у юных пианистов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. В. Галкиной, Э. Лоарера. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. С. 115–124.
  5. Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. № 1. С. 83–85.
  6. Николаева Е. И. Воспитание толерантности. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ООО «Мой учебник», 2007.
  7. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: Монография. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  8. Пастернак Н. А. Способность действовать «в уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
  9. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  10. Пономарев Я. А. Психология творения. М.–Воронеж, 1999.
  11. Хайкина М.В. Взаимосвязь между уровнем развития способности действовать «в уме» (СДУ) и особенностями развития речи и двигательных навыков: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998.
  12. Хуснутдинова Л. Г. Исследование речемыслительной креативности личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1993.
  13. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М.: Генезис, 2001.
  14. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. № 9. P. 185–211.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика