Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Проблема исследования взаимосвязи между уровнем развития способности действовать «в уме» и особенностями эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 1553

Коваленко С.М., МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 18 (Реутов), svetoc78@yandex.ru
Галкина Т.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, доцент Московского гуманитарного университета, Россия, galkina@list.ru
Полный текст

Способность действовать «в уме» (СДУ), как показал в своих работах Я. А. Пономарев (1976, 1999) и его последователи (Галкина, 1986, 2006; Хуснутдинова, 1993; Кононенко, 1997; Хайкина, 1998; Пастернак, 2001 и др.), является центральным звеном психологического механизма не только интеллекта человека, но и творчества, общения и поведения в целом.

Способность действовать «в уме» является важнейшим показателем умственного развития. Проведенные и описанные Я. А. Пономаревым исследования доказывают, что уровень развития СДУ влияет на многие стороны как интеллектуального, так и личностного развития ребенка, а также на особенности его поведения и общения с окружающими. Данная общая способность крайне необходима для осуществления любой деятельности, и без достаточно высокого уровня ее развития практически невозможно успешно решать различные творческие задачи (Пономарев 1976, 1999), в том числе и особые задачи на самооценку (Галкина, 1986, 2006).

Ряд исследований, проведенных представителями научной школы Я. А. Пономарева, был посвящен проблеме факторов развития СДУ и взаимосвязи этой способности с различными переменными. Так, Т.В. Галкина и М.В. Хайкина (1998) выявили зависимость между уровнем развитием СДУ и особенностями развития речи и двигательных навыков в дошкольном возрасте. Л. Г. Хуснутдинова (Алексеева) вместе с Т.В. Галкиной (1993) обнаружили зависимость между уровнем развития речемыслительной креативности и уровнем развития СДУ. В исследованиях М. А. Кононенко и Т. В. Галкиной (1997) было показано, что общие и специальные компоненты СДУ тесно взаимосвязаны и что СДУ является единой способностью, которая проявляется независимо от сферы деятельности и от характера материала, с которым производятся умственные действия.

Важными факторами, влияющими на развитие СДУ, являются особенности обучения и воспитания, а также общение и речь, что показано в исследованиях А.В. Болбочану, Дж. Брунера, Т.В. Галкиной, А.В. Запорожца, М. А. Кононенко, С.Л. Новоселовой, Я. А. Пономарева, М. В. Хайкиной, Л. Г. Хуснутдинова и др.

Эмоциональная сфера является структурной совокупностью как длительных эмоциональных состояний, так и кратковременных вспышек эмоций индивида. Также она содержит в себе способность человека выражать и понимать свое эмоциональное состояние.

Эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. В связи с этим воспитание и обучение дошкольника должно быть ориентировано как на развитие когнитивных процессов, так и на развитие чувственной сферы ребенка. Еще А. В. Запорожец (1986), отмечая значимость развития эмоциональной сферы, говорил о необходимость «выращивать», воспитывать и развивать эмоции дошкольника.

Эмоциональный интеллект, по определению П. Саловея и Д. Мейера (Salovey, Mayer, 1990), является частью эмоциональной сферы личности, которая включает в себя: способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями.

Раскрытие понятия «эмоциональный интеллект» в истории научной психологической мысли является результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов и их взаимосвязи. Психологов давно интересует проблема соотношения интеллектуальной и эмоциональной сфер психики человека. Л. С. Выготский отмечал, что все изменения в познавательной деятельности ребенка необходимо связаны с глубокими изменениями в его мотивационно-эмоциональной сфере. А. В. Запорожец, рассматривая вопрос о генезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, подчеркивал, что для полноценного развития личности необходимо как развитие познавательных процессов, так и формирование положительного отношения к окружающей действительности, а эффективность обучения во многом зависит от эмоционального настроя ребенка к составляющим учебного процесса. О взаимосвязи аффекта и интеллекта также говорила Б.В. Зейгарник, подчеркивая, что мышление не существует отдельно от мотивов, стремлений, установок и чувств человека.

Эмоции движут деятельностью и поведением, являются регулятором всех психических процессов ребенка: воображения, восприятия, внимания, памяти. Так, В.С. Мухина, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, отмечает, что дошкольник находится «в плену» эмоций.

В исследованиях Т. В. Галкиной, направленных на изучение особенностей решения различных задач на самооценку детьми младшего школьного возраста, были получены данные, позволяющие рассматривать СДУ как центральное звено психологического механизма решения задач на самооценку. В процессе исследований, в частности, была выявлена зависимость между особенностями решения задач на самооценку и особенностями общения родителей и ребенка. Так, наличие положительного эмоционального контакта ребенка с близким человеком совпадало с успешным решением задач на самооценку, в то же время дети, не имеющие такого опыта, не справлялись с задачами на самооценку. Это позволило прийти к выводу о возможности влияния родителей на развитие умственных способностей ребенка через эмоциональную сферу. (Галкина, 1986, 2006).

Исходя из вышеизложенного, мы можем предполагать, что развитие эмоциональной сферы ребенка будет способствовать формированию у него СДУ, выступая дополнительным фактором развития этой способности.

Исследование особенностей развития эмоциональной сферы в качестве одного из факторов, связанных с особенностями функционирования и развития СДУ, необходимо для более глубокой разработки проблемы центрального звена психо логического механизма поведения человека, которым, согласно Я. А. Пономареву (1999), является способность действовать «в уме».

Мы ставим перед собой исследовательскую задачу провести лонгитюдное исследование в специальном формирующем эксперименте.

В качестве испытуемых выступают 120 детей старшего дошкольного возраста (5–6,5 лет), посещающие муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 18 г. Реутова. С ними проводятся формирующие занятия по развитию эмоциональной сферы. В контрольной группе испытуемых (объемом равной экспериментальной группе) проводятся диагностические срезы по тем же методикам, но без проведения формирующих занятий.

Цель нашего исследования заключается в изучении взаимосвязи между уровнем развития СДУ и особенностями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования предполагается достигнуть путем реализации следующих экспериментальных задач:

  • Провести эмпирическое исследование, направленное на диагностику уровня развития СДУ и особенностей развития эмоциональной сферы.
  • Выявить и охарактеризовать взаимосвязь между уровнем развития СДУ и особенностями эмоциональной сферы у старших дошкольников.
  • Организовать и реализовать формирующие занятия по развитию эмоциональной сферы.
  • Провести диагностику уровня развития СДУ и особенностей эмоциональной сферы испытуемых по завершению цикла формирующих занятий.
  • Проанализировать динамику особенностей развития СДУ на фоне развития эмоциональной сферы.
  • Провести сравнительное исследование особенностей развития эмоциональной сферы у испытуемых с разным уровнем развития СДУ.

Основная гипотеза нашего экспериментального исследования заключается в следующем: особенности развития эмоциональной сферы детей с высоким уровнем развития способности действовать «в уме» значимо отличаются от особенностей ее развития у детей с низким уровнем развития данной способности.

Мы можем сформулировать предварительные гипотезы следствия:

  1. Каждому этапу развития СДУ у старших дошкольников соответствуют свои особенности эмоциональной сферы.
  2. Формирующие занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте, могут повлиять на процесс развития СДУ.

В исследовании используются следующие психодиагностические методики: методика «Игра в классики», созданная Я. А. Пономаревым (1976) для определения уровня развития СДУ; методика диагностики уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника, разработанная М.А. Нгуен (2008); проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», разработанный О. А. Ореховой (2008), и другие проективные рисуночные методики.

В нашем экспериментальном исследовании также используются методы беседы и наблюдения за детьми в различных игровых и бытовых ситуациях, анкетирование родителей.

Для осуществления формирующего эксперимента разработано 30 занятий на развитие эмоционального интеллекта. При планировании структуры и составлении содержания занятий были использованы следующие методические пособия: программа воспитания толерантности «Я в мире других», разработанная Е. И. Николаевой (2007); программа эмоционального развития «Тропинка к своему Я», составленная О.В. Хухлаевой (2001); программа развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, предложенная М. А. Нгуен (2008).

Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года в группах по 8–10 человек.

Цель занятий – научить детей: понимать эмоции, как чужие, так и собственные; отождествлять эмоции и слова; управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях; правильно реагировать на эмоциональные состояния других людей; сопереживать другим людям; эффективно общаться и сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подчеркнем, что развитие эмоционального интеллекта у ребенка подразумевает не навязывание ему авторитетного мнения взрослого, а принятие и усвоение им нравственных норм и культуры поведения, а также приобретение не только конкретных знаний об эмоциональной сфере, но, прежде всего, гуманных чувств.

Каждое занятие включает в себя чтение и обсуждение художественного материала, подвижные упражнения и игры, работу с наглядным материалом, выполнение практических заданий в виде рисования или театрализованной деятельности.

После завершения цикла формирующих занятий и проведения диагностических мероприятий предполагается обработка полученных данных как количественными, так и качественными методами с использованием методов математической статистики. По завершению всего вышеперечисленного можно будет делать выводы о наличии или отсутствии предполагаемой нами взаимосвязи между уровнем развития СДУ и особенностями развития эмоциональной сферы.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты будут способствовать расширению общепсихологических знаний о СДУ и установлению связи между особенностями развития эмоционального интеллекта и данной способности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут послужить основой для разработки методических рекомендаций по вопросам развития эмоциональной сферы и способности действовать «в уме» у детей старшего дошкольного возраста, а также по преодолению трудностей, возникающих в процессе воспитания и обучения детей в период их подготовки к школе.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Галкина Т. В. Психологический механизм решения задач на самооценку: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986.
  2. Галкина Т.В. Исследование центрального звена психологического механизма поведения // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С. 531–548.
  3. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ре бенка // Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  4. Кононенко М. А. Экспериментальное исследование способности действовать «в уме» у юных пианистов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Под ред. Т. В. Галкиной, Э. Лоарера. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. С. 115–124.
  5. Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. № 1. С. 83–85.
  6. Николаева Е. И. Воспитание толерантности. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ООО «Мой учебник», 2007.
  7. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: Монография. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  8. Пастернак Н. А. Способность действовать «в уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
  9. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  10. Пономарев Я. А. Психология творения. М.–Воронеж, 1999.
  11. Хайкина М.В. Взаимосвязь между уровнем развития способности действовать «в уме» (СДУ) и особенностями развития речи и двигательных навыков: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998.
  12. Хуснутдинова Л. Г. Исследование речемыслительной креативности личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1993.
  13. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М.: Генезис, 2001.
  14. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. № 9. P. 185–211.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика