Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Социально-психологическая реабилитация детей со сложными нарушениями развития 937

Сайтханов А.Ф., БГПУ им. М. Акмуллы, кафедра специальной педагогики и психологии, lesik.007@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов экспериментального изучения реабилитационного потенциала детей с ограниченными возможностями на материале исследования социально-бытовой адаптации детей со сложными нарушениями развития; разработке психологопедагогических подходов и технологий в условиях реабилитационного центра.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В Республике Башкортостан в последние годы развивается сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В таких учреждениях осуществляется комплексная медико-психолого-педагогическая помощь. Однако даже в этих Центрах помощь детям со сложными нарушениями развития оказывается недостаточно эффективной. Дети зачастую не получают того развития, для которого у них имеются потенциальные возможности, и остаются изолированными от окружающего мира.

Для разработки модели социально-средовой ориентации детей со сложными нарушениями развития на базе Республиканского реабилитационного центра были созданы экспериментальные группы социально-бытовой адаптации (СБА), так как именно трудности ориентации в окружающей среде являлись препятствием приема этих детей даже в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения.

При комплектовании групп СБА учитывались следующие исходные данные о ребенке: диагноз, возраст, особенности психофизического развития и поведения, уровень понимания родителями проблем ребенка, возможность посещения ребенком образовательных учреждений. В экспериментальные группы СБА мы принимали детей-инвалидов с нарушениями любой степени тяжести. По своему составу группы СБА были неоднородными как по диагнозам, так и по возрасту. Принимались также дети, выведенные или отчисленные из детских садов и специальных (коррекционных) школ-интернатов по причине «нецелесообразности дальнейшего обучения». В результате среди наших испытуемых оказались дети с сочетанием таких отклонений, как умственная отсталость в тяжелой и глубокой степени, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилепсия, ранний детский аутизм, нерезко выраженные нарушения зрения и слуха. Большая часть наших воспитанников не владела речью, что осложняло их коммуникацию. У многих детей не были сформированы элементарные навыки гигиены, отчего они нуждались в постоянной заботе окружающих. Поэтому на первых порах мы допускаем посещение группы совместно с одним из родителей.

Литература
  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому ребенку». Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  3. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: Проблемы коррекции, реабилитации, интеграции / Сборник «Интегративные тенденции современного специального образования: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями)». 26–28 ноября 2003 г. Минск, Беларусь. М.: Полиграф Сервис, 2003. С. 12–28.
  4. Морова Н. С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. М.: Изд-во РАО, 1998.
  5. Сайтханов А. Ф. Программа «Школа Доброты и Радости» (для детей и подростков с ограниченными возможностями в разновозрастной группе социально-бытовой адаптации на базе реабилитационного центра). 2-е изд. Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2010.
  6. Сайтанов А. Ф. Школа доброты и радости. Педагогические аспекты социальной реабилитации. Уфа, 2005.
  7. Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипициной. СПб.: Речь, 2003.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика