Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Социально-психологическая реабилитация детей со сложными нарушениями развития 947

Сайтханов А.Ф., БГПУ им. М. Акмуллы, кафедра специальной педагогики и психологии, lesik.007@mail.ru
Полный текст

В Республике Башкортостан в последние годы развивается сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В таких учреждениях осуществляется комплексная медико-психолого-педагогическая помощь. Однако даже в этих Центрах помощь детям со сложными нарушениями развития оказывается недостаточно эффективной. Дети зачастую не получают того развития, для которого у них имеются потенциальные возможности, и остаются изолированными от окружающего мира.

Для разработки модели социально-средовой ориентации детей со сложными нарушениями развития на базе Республиканского реабилитационного центра были созданы экспериментальные группы социально-бытовой адаптации (СБА), так как именно трудности ориентации в окружающей среде являлись препятствием приема этих детей даже в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения.

При комплектовании групп СБА учитывались следующие исходные данные о ребенке: диагноз, возраст, особенности психофизического развития и поведения, уровень понимания родителями проблем ребенка, возможность посещения ребенком образовательных учреждений. В экспериментальные группы СБА мы принимали детей-инвалидов с нарушениями любой степени тяжести. По своему составу группы СБА были неоднородными как по диагнозам, так и по возрасту. Принимались также дети, выведенные или отчисленные из детских садов и специальных (коррекционных) школ-интернатов по причине «нецелесообразности дальнейшего обучения». В результате среди наших испытуемых оказались дети с сочетанием таких отклонений, как умственная отсталость в тяжелой и глубокой степени, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилепсия, ранний детский аутизм, нерезко выраженные нарушения зрения и слуха. Большая часть наших воспитанников не владела речью, что осложняло их коммуникацию. У многих детей не были сформированы элементарные навыки гигиены, отчего они нуждались в постоянной заботе окружающих. Поэтому на первых порах мы допускаем посещение группы совместно с одним из родителей.

В экспериментальной работе решаются следующие задачи: привитие детям навыков самообслуживания и гигиены; развитие навыков социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья; побуждение детей к активности и самостоятельности; развитие игровой деятельности и подражательных способностей; стимулирование познавательной деятельности; коррекция поведения и эмоционально-волевой сферы; обучение пониманию обращенной речи и побуждение к собственной речи; развитие двигательной активности и координации движений; развитие изобразительной и предметнопрактической деятельности; подготовка к учебной деятельности; предпрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация; оказание психологической и организационно-методической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

В настоящее время в шести группах занимаются более 70-ти воспитанников. Учебный год длится с сентября по май (июнь). Занятия в группе СБА – два раза в неделю по 6 «уроков» в день, время одного занятия от 20-ти до 40 минут, учебный день длился 3,5–4 часа. Группы комплектуются по 7–8 человек. На протяжении учебного дня на каждом занятии в группе кроме специалиста – «предметника» находится 2–3 педагога – как правило, два воспитателя и руководитель группы.

Помимо развивающих занятий, учебный день включает в себя свободные игры, посещение сенсорной комнаты, полдник – прием пищи как занятие, ритуализированные встречу и прощание.

Специалисты-«предметники»: музыкальный работник, инструкторы ЛФК, логопеды, психолог, педагоги по трудовому обучению (керамика, рукоделие, ручной труд). Объединенные по блокам занятия (уроки) имеют условные названия, например «Круг» (первое занятие каждого «учебного» дня, своего рода введение в учебный день), «Музыка», «Счет и письмо», «Движение», «Наш мир», «Рисование и труд», «Театр». Все занятия, начиная с приветствия и заканчивая прощанием, ритуализированы, а также строго «привязаны» ко времени и среде. Разработана специальная экспериментальная программа.

Проводимые согласно расписанию занятия и специальная организация режимных моментов позволяли работать с детьми по следующим направлениям программы: 1) самообслуживание и гигиена; 2) социально-средовая ориентация, ознакомление с окружающим, развитие речи; 3) элементы учебной деятельности; 4) двигательная активность; 5) музыкальное и эстетическое воспитание; 6) начальные трудовые навыки; 7) предметно-практическая и изобразительная деятельность; 8) активизация процессов восприятия различной модальности. Каждое занятие имеет свою структуру и последовательность. Содержание учебного материала подчинено календарно-тематическому плану, но может быть скорректировано в зависимости от ситуации и обстоятельств.

Деятельность групп СБА осуществлялась в специально оборудованных помещениях: сенсорная и игровая комнаты, классная комната, актовый зал, спортивный зал, керамическая мастерская, кабинет рукоделия, комната для приема пищи (чаепития). Проведение занятий в различных помещениях, соответствующих определенному роду деятельности, способствовало освоению детьми новых пространств и формированию у них адекватного поведения и социально-средовой ориентации.

Для того чтобы проследить динамику развития и формирования умений и навыков социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации детей с ограниченными возможностями, были разработаны индивидуальные карты наблюдения и параметры социально-педагогического «профиля» воспитанников групп.

Индивидуальная карта наблюдения составлялась на каждого ребенка и ежемесячно заполнялась учителем-дефектологом в течение четырех лет. По истечении этого срока, если ребенок продолжал заниматься в группе, на него заводилась новая карта. По результатам, отраженным в этой карте, составлялся социально-педагогический «профиль» воспитанника.

Исследование социально-педагогического «профиля» детей-инвалидов было построено на основе методики обследования, предложенной Ч. Осгудом (1972), переработанной и дополненной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л. А. Нисневич и адаптированной нами в русле социально-средовой ориентировки. В интервале от 1 до 10 баллов оценивались 8 параметров развития каждого ребенка. Шкала оценок была разделена на 4 оценочных уровня: 1–2 балла – низкий уровень, 3–5 балла – средний уровень, 6–8 баллов – уровень выше среднего, 9–10 баллов – достаточный для перевода воспитанника в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, т. е. для его вывода из изоляции.

Уровень развития, на котором находился ребенок на каждом этапе, определялся по баллам, выставляемым детям по каждому параметру (направлению реабилитационной работы). Переход с уровня на уровень считался состоявшимся, если по всем критериям средний балл оценок оказывался не ниже верхнего предела предыдущего уровня. Например, чтобы перейти с низкого уровня на средний (условно достаточный для жизнедеятельности), у ребенка средний балл должен был быть не ниже 2-х баллов, а оценка по каждому параметру не ниже верхнего предела предыдущего уровня, т.е. тоже не ниже 2-х баллов; для перехода на следующий (средний) уровень средняя оценка должна быть выше 5-ти баллов.

Карта наблюдения представляет собой таблицу, в которую ежемесячно заносятся оценки по шкалам (по 8-ми исследуемым параметрам), выводится средний балл, отмечается уровень развития. Опираясь на эти цифры, составляется социально-педагогический «профиль».

Наглядно проследить развитие ребенка за 4 года (с сентября 2006 г. по май 2010 г.) позволяет сводная схема социально-педагогического «профиля» воспитанника группы СБА. Руслан Ш. 1998 г/р., диагноз: органическое поражение ЦНС (F 72 – умственная отсталость тяжелая); остаточные явления ДЦП: спастическая диплегия; дизартрический синдром; тугоухость I степени (рисунок 1).

Рис. 1. Социально-педагогический «профиль» воспитанника группы Руслана Ш., 1994 г/р

В проведенном нами исследовании принимали участие 36 детей со сложными нарушениями развития, регулярно занимающихся на протяжении 4–5 лет. Полученные данные объединены в сводную таблицу по всем параметрам. Если принять во внимание тот факт, что показателем качественного изменения в развитии ребенка является переход на более высокий уровень развития, а не только некоторая динамика в пределах какого-либо одного уровня, то количественные результаты экспериментального исследования, отражающие этот переход по каждому параметру, будут выглядеть следующим образом.

Кроме того, результаты диагностического обследования показали, что у всех детей экспериментальных групп была отмечена положительная динамика и в психологическом статусе. Анализ данных исследования показывает, что значительное и последовательное улучшение социально-психологического статуса было отмечено у 9-и детей (25,0 %), частичное улучшение – у 21 ребенка (58,3 %), видимых изменений не отмечалось у 4 детей (11,1 %), ухудшение было отмечено у одного воспитанника (2,8%). У одного ребенка наблюдалось неравномерное искаженное развитие, что затруднило оценку. Отрицательная динамика развития у Даши М. связана с тяжелым прогрессирующим заболеванием (лейкодистрофия), на фоне которого развивается органическая деменция.

Таблица 1

Положительная динамика развития детей со сложными нарушениями развития (в %)

Параметры

Кол-во детей

%

1

Самообслуживание и гигиена

26

72, 2 %

2

Социально-бытовое ориентирование

21

58,3 %

3

Предметно-практическая деятельность

22

61,1%

4

Тенденция к самостоятельности

22

61,1 %

5

Взаимодействие с окружающими

23

63,9%

6

Эмоционально-волевая сфера

16

44,4 %

7

Психомоторное развитие

16

44,4%

8

Мотивация учебной деятельности

28

77,8 %

 Анализ практического опыта социально-педагогической работы с детьми, имеющими сложную структуру нарушений, и результатов научных исследований в этой области показывает, что в настоящее время система социально-реабилитационных условий и мероприятий, способствующих восстановлению нарушенных связей между ребенком-инвалидом и обществом активно разрабатывается и находится в стадии становления. При адекватных психолого-педагогических условиях удается добиться положительной динамики в социально-средовой ориентировке детей, исключенных по своему психофизическому состоянию и развитию из образовательного процесса.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому ребенку». Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  3. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: Проблемы коррекции, реабилитации, интеграции / Сборник «Интегративные тенденции современного специального образования: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями)». 26–28 ноября 2003 г. Минск, Беларусь. М.: Полиграф Сервис, 2003. С. 12–28.
  4. Морова Н. С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. М.: Изд-во РАО, 1998.
  5. Сайтханов А. Ф. Программа «Школа Доброты и Радости» (для детей и подростков с ограниченными возможностями в разновозрастной группе социально-бытовой адаптации на базе реабилитационного центра). 2-е изд. Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2010.
  6. Сайтанов А. Ф. Школа доброты и радости. Педагогические аспекты социальной реабилитации. Уфа, 2005.
  7. Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипициной. СПб.: Речь, 2003.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика