Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Эмпирическое и экспериментальное исследование музыкальной одаренности 949

Лосева С.Н., Восточно-Сибирская государственная академия образования, loseva@bk.ru
Полный текст

Обращаясь к истории развития одаренности, можно отметить, что в нашей стране данный феномен долгое время понимался как определенный уровень формирования способностей личности, а одаренность как самостоятельная проблема не изучалась. В связи с этим и в исследовании музыкальной одаренности долгое время преобладал такой подход, в соответствии с которым феномен музыкальной одаренности рассматривался как «синтез» специальных музыкальных способностей. На сегодняшний день актуальность всестороннего психологического изучения феномена музыкальной одаренности определяется отсутствием единого подхода исследователей по вопросу диагностики, выявления и развития музыкальной одаренности. Эмпирические данные изучения структуры музыкальной одаренности (А. Л. Готсдинер, Д. К. Кирнарская, М. А. Кононенко, И. А. Курбатова, М. С. Старчеус, М. Т. Таллибулина, Т.Ф. Цыгульская) и соотношения компонентов музыкальной одаренности – музыкальности, интеллекта, креативности – очень противоречивы, а в изучении соотношения музыкальности и общих способностей нет единого мнения. Кроме того, нет лонгитюдного исследования развития учащихся с незаурядными музыкальными способностями в процессе вокально-хоровой деятельности.

Настоящее исследование посвящено изучению особенностей развития музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности. В соответствии с целью и задачами исследования был проведен анализ литературы по вопросам структуры музыкальной одаренности, основных подходов к ее развитию в вокальнохоровой деятельности, факторов, влияющих на развитие музыкальной одаренности.

В своем исследовании музыкальной одаренности мы опирались на определение одаренности Л. И. Ларионовой. Рассматривая одаренность как интегральное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития личности, автор отмечает, что данный феномен формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях. Интеллект рассматривается ученым как форма организации ментального опыта, креативность как глубинное свойство одаренной личности, позволяющее, с одной стороны, на основе индивидуального опыта развивать свою одаренность, а с другой стороны, экстериоризировать личностный опыт, приобретенный в процессе интериоризации культурных ценностей, делать его достоянием социума и способствовать таким образом развитию культуры. Духовность как высший уровень развития личности, по мнению Л. И. Ларионовой, проявляется во взаимодействии с социокультурной средой и формируется в процессе «врастания» ребенка в культуру.

Таким образом, музыкальная одаренность как специальная одаренность включает духовность, общие (интеллект, креативность) и специальные (музыкальность) способности. Отмечая специфику вокально-хоровой деятельности в рассмотрении музыкальности как компонента музыкальной одаренности, нам близка точка зрения Б. М. Теплова (о двух сторонах музыкальности – эмоциональной и слуховой) и Д. К. Кирнарской (аналитический и интонационный слух). В определении интеллектуальной составляющей, креативности и духовности в структуре музыкальной одаренности мы придерживались точки зрения Л. И. Ларионовой.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что музыкальная одаренность развивается в процессе вокально-хоровой деятельности. При этом мы исходили из следующих допущений:

 

  1. Музыкально одаренные учащиеся разного возраста имеют свой уровень развития музыкальной одаренности.
  2. Музыкально одаренные учащиеся имеют свои особенности развития музыкальной одаренности и взаимосвязь музыкальности, духовности с интеллектом и креативностью.
  3. Программа музыкальной одаренности способствует развитию структурных компонентов данного феномена в процессе вокально-хоровой деятельности.

С целью проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое и экспериментальное исследование. Для изучения музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности использовались общенаучные методы исследования (наблюдение, анкетирование, беседа, формирующий эксперимент, тестирование, анализ вокальной и хоровой деятельности испытуемых). Опираясь на представление о музыкальной одаренности как сложном интегральном образовании, включающем интеллект, креативность, духовность и музыкальность, мы подобрали диагностический комплекс методик, направленный на изучение отдельных структурных компонентов. Для определения уровня интеллектуального развития использовался культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. Креативность изучалась с помощью модифицированных креативных тестов Ф. Вильямса. На основе 16-факторного опросника Р. Кеттелла (мы выделили три фактора А, G, I (доброта/обособленность; высокая совестливость/недобросовестность; мягкосердечность/жестокость, которые, на наш взгляд, соответствуют данному критерию) и результатов анализа музыкальности (аналитического и интонационного слуха) нами определялась духовная составляющая. Диагностика интонационного и аналитического слуха как центральной составляющей музыкальности производилась на основе исследований Б. М. Теплова, К. В. Тарасовой и Д. К. Кирнарской.

В эмпирическом исследовании, проведенном в 2005–2006 учебном году на базе Дворца детского и юношеского творчества, Детской школы искусств (ДШИ) № 4 и общеобразовательной школы (МОУ СОШ) № 7), участвовали две группы – музыкально одаренные и школьницы, не занимающиеся пением. Общая выборка одаренных музыкантов составила 70 человек. Из них музыкально одаренные школьницы 8–10 лет – 24 человека; 11–12 лет – 26 человек; 13–15 лет – 20 человек. Сравнительное исследование проводилось на выборках школьниц, не занимающихся пением. Общее количество школьниц в данной группе – 130. Из них школьницы 8–10 лет – 50; 11–12 лет – 50; 13–15 лет – 30. Всего были охвачены исследованием 200 респондентов.

В процессе исследования было установлено, что с увеличением возраста одаренных респондентов увеличивается уровень показателей структурных компонентов музыкальной одаренности – музыкальности, интеллекта, креативности, духовности. Так, сравнивая показатели школьниц 8–10 и 11–12 лет, можно отметить высокие показатели музыкальности (интонационный слух – Uэмп= 203,5 при p<0,05; аналитический слух – Uэмп = 134 при p<0,01), коэффициента интеллекта (t = 4,093 при p<0,001), факторов гибкость (t = 2,078 при p = 0,043) и разработанность (t = 2,148 при p = 0,037) у подростков. Между школьницами 11–12 и 13–15 лет обнаружены статистически достоверно значимые различия увеличения показателей интонационного (U= 167,5 при p<0,05), аналитического слуха (U= 80 при p<0,001) и снижение по фактору гибкость (t = 2,129 при p = 0,039) теста дивергентного мышления.

Результаты исследования школьниц, не занимающихся пением, позволяют констатировать различия между школьницами 8–10 и 11–12 лет в развитии музыкальности (аналитический слух – Uэмп = 971 при p<0,05), духовности (G – t = 2,444 при p<0,05) и креативности (гибкость – t = 2,078 при p=0,043; разработанность – t = 2,148 при p = 0,037). Между школьницами 11–12 и 13–15 лет выявлено увеличение показателей коэффициента интеллекта (t=3, 592 при p<0,001) и снижение результатов по факторам G (t = 0,717 при p<0,01), I (t = 3,568 при p<0,001) и по фактору гибкость (t = 2,129 при p = 0,039) теста дивергентного мышления.

Результаты сравнительного анализа структурных компонентов музыкальной одаренности выявили, что значения всех составляющих у музыкально одаренных школьниц превышают показатели школьниц, не занимающихся пением:

1) уровень музыкальности одаренных школьниц отличается высокими показателями и достоверно различается с показателями школьниц, не занимающихся пением (интонационный слух школьниц 8–10 лет – Uэмп = 169,5 при p<0,001; 11–12 лет – Uэмп = 151,5 при p<0,001; 13–15 лет – Uэмп = 0 при p<0,001; аналитический слух школьниц 8–10 лет – U= 393 при p<0,01; 11–12 лет – U= 132,5 при p<0,001; 13–15 лет – Uэмп = 5 при p<0,001);

2) в группе музыкально одаренных школьниц 11–12 лет показатели коэффициента интеллекта достоверно значимо превосходят значения у школьниц, не занимающихся пением (t = 4,962 при p<0,000);

3) у музыкально одаренных подростков 11–12 лет рисунки отличаются разнообразием, асимметричностью и сложностью (беглость – t = 2,055 при p = 0,043; гибкость – t = 2,859 при p = 0,006; оригинальность – t = 2,135 при p = 0,036; разработанность – t = 5,507 при p<0,001; название – t = 2,102 при p = 0,039; общий суммарный показатель – t = 4,368 при p<0,001), а у школьниц 13–15 лет – количеством идей, разнообразием категорий и изображений рисунка в разных местах внутри заданного пространства (разработанность – t = 4,929 при p<0,001 и общий суммарный показатель – t = 2,792 при p = 0,008).

Для углубленного изучения особенностей музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности были проанализированы корреляционные взаимосвязи показателей аналитического и интонационного слуха со значениями всех описанных выше психологических характеристик, отражающих структурные компоненты музыкальной одаренности. В группе испытуемых 8–10 лет статистически достоверно значимых корреляций не обнаружено. Однако в более старших группах мы обнаружили наличие корреляционных связей музыкальности с духовностью, креативностью, интеллектом, количество которых возрастает с увеличением возраста музыкально одаренных школьниц. Полученные результаты взаимодействия музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью музыкально одаренных школьниц представлены на рисунке 1.

У школьниц, не занимающихся пением, обнаружена противоположная тенденция – снижается количество корреляционных связей музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью с увеличением возраста респондентов. Взаимодействие музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью школьниц, не занимающихся пением, представлены на рисунке 2.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у музыкально одаренных учащихся формируется структура (музыкальность, духовность, креативность и интеллект), которая носит комплексный характер с увеличением возраста респондентов. Наличие корреляционных связей у музыкально одаренных школьниц может свидетельствовать о взаимосвязи развития музыкальности, духовности с интеллектом и креативностью.

Рис. 1. Взаимодействие музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью музыкально одаренных школьниц: 1 – аналитический слух; 2 – интонационный слух; 3 – интеллект; 4 – высокая совестливость (G); 5 – беглость; 6 – оригинальность; 7 – разработанность; 8 – название; 9 – суммарный результат (дивергентное мышление)

Рис. 2. Взаимодействие музыкальности с интеллектом, креативностью и духовностью школьниц, не занимающихся пением: 1 – аналитический слух; 2 – интонационный слух; 3 – интеллект; 4 – доброта (А); 5 – беглость; 6 – оригинальность; 7 – разработанность; 8 – название; 9 – суммарный результат; 10 – воображение

На основании результатов эмпирической части исследования была разработана программа формирующего эксперимента. Цель программы – развитие музыкальной одаренности школьников в процессе вокально-хоровой деятельности, их музыкального, интеллектуального, творческого и духовного потенциала. Методологической основой программы формирующего эксперимента является культурно-деятельностный подход в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов).

На этапе формирующего эксперимента (2006–2008 уч. год) из учащихся МОУ СОШ №7 были отобраны школьницы, занимающиеся в вокальных коллективах «Когорта», «Истоки» МОУ СОШ № 7 и хоровых коллективах ДШИ № 4 г. Иркутска, которые были включены в экспериментальную группу. Общая выборка одаренных музыкантов составила 30 человек – по 10 человек в каждой возрастной группе (8–9, 10–11, 12–14 лет).

Результаты исследования

У музыкально одаренных школьниц выявлено значимое увеличение уровня развития аналитического (8–9 лет – U= 6 при p<0,001; 10–11 лет – U= 15,5 при p<0,008; 12–14 лет – Uэмп = 11 при p = 0,003) и интонационного слуха разновозрастных групп (8–9 лет – U= 8,5 при p = 0,001; 10–11 лет – U= 6 при p<0,000; 12–14 лет – Uэмп = 10 при p = 0,002). Анализируя полученные данные, можно отметить, что вокально-хоровая деятельность способствует развитию аналитического и интонационного слуха у музыкально одаренных школьниц. Положительная динамика показателей коэффициента интеллекта обнаружена у музыкально одаренных школьниц 8–9 лет (t = 3,033 при p<0,01). Развитие вербального компонента креативности, речи и словарного запаса выявлено у респондентов 10–11 лет (t = 3,582 при p<0,01). В группе школьниц 12–14 лет наблюдается положительная динамика по фактору общий суммарный показатель (t = 2,762 при p<0,05).

Результаты экспериментального исследования духовности учащихся характеризуются среднестатистическими значениями и не выходят за пределы средней нормы. В возрастной группе 12–14 лет выявлена положительная динамика показателей по фактору А (доброта, открытость – t = 3,161 при p<0,05).

Полученные данные исследования свидетельствуют о том, что программа формирующего эксперимента способствует развитию музыкальной одаренности и ее компонентов – музыкальности, интеллекта, креативности и духовности у музыкально одаренных школьниц в процессе вокально-хоровой деятельности.

Таким образом, в целом выполненное исследование подтвердило гипотезу о развитии музыкальной одаренности и отдельных ее компонентов в процессе вокально-хоровой деятельности. При этом было эмпирически установлено, что музыкальная одаренность – интегральное личностное многокомпонентное образование, включающее интеллект, креативность, духовность и музыкальность. В то же время оно поставило ряд вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по данной проблеме. К их числу следует отнести изучение гендерных различий музыкально одаренных школьников в процессе вокально-хоровой деятельности.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика