Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Специфика выделения типов субъективного понимания 706

Луцкович В.В., Международный государственный экологический университет им А.Д. Сахарова, wecacc@narod.ru
Радчикова Н.П., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики, психолого-социальный факультет, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова), Москва, Россия, nataly.radchikova@gmail.com

Аннотация

В работе раскрывается содержание субъективного понимания, характерного для респондентов юношеского и зрелого возраста. В результате эмпирического исследования выделено четыре обобщенных типа субъективного понимания. Также показано, что субъективное понимание у мужчин и женщин имеет свои отличительные особенности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Впервые «понимание» как категория введено в экспериментальную психологию гештальт-психологами. В исследованиях Вюрцбургской психологической школы, по мнению Л. Л. Гуровой, проблема понимания рассматривалась как взаимоотношение между мышлением и речью. В то же время Л. М. Веккер считает, что К. Дункер констатировал факт понимания как «инсайт», т. е. как факт однократного усмотрения отношений между элементами ситуации, причем усмотрение реализуется как синтаксическое обнаружение. Понимание есть результат переструктурирования ситуации на основе охвата ее новой гештальт-структурой. К. Дункер совместно с М. Вертгеймером обнаружили сочетание пространственно-структурных и символически операционных компонентов мысли в феномене понимания. Возможно, в данном случае просматривается пространственная (позиционнаясимволическая особенность субъективного понимания. Как взаимосвязь знаний и опыта человека понимание рассматривали Ж. Ф. Ришар (Ришар, 1998) и как интеграцию знаний на основе опыта – П. Е. Торндайк, Р. Aндерсон.

Л. С. Выготский, анализируя проблему понимания, связывает ее с идеей интериоризации как механизма индивидуального сознания, присваивающего таким путем опыт и культуру человечества. В соответствии с этим подходом, если процесс говорения требует перехода из внутреннего плана во внешний, то понимание предполагает обратное движение – от внешнего плана речи к внутреннему (Выготский, 1982). С.Л. Рубинштейн с позиций психической мыслительной деятельности определяет понимание как процесс, складывающийся из дифференцировки, анализа вещей, явлений в соответствующих контексту качествах и реализации связей (синтез), образующих данный контекст (Рубинштейн, 1958). Из данного определения понимания логически вытекает аналитическая и обобщающая особенности субъективного понимания.

Литература
  1. Выготский Л. С. Избранные сочинения. В 6 т. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.
  2. Гурова Л. Л. Психология мышления. М.: Пер Сэ, 2005.
  3. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.
  4. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006.
  5. Ким А. М. Понимание как общепсихологический феномен: Автореф. дис. … докт. психол. наук. Алмааты. 2002.
  6. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1949.
  7. Ришар Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М.: Изд-во ИП РАН, 1998.
  8. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  9. Соколов А. Н. Психологический анализ понимания иностранного текста // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 7. С. 163–186.
  10. Тихомиров О. К., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1989. № 2. С.6–16.
  11. Уланович О. И. Динамика понимания устноречевого сообщения (на материале русского и английского языков): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: МГЛУ, 2003.
  12. Фришейзер-Колер М. Вильгельм Дильтей как философ. М.: Логос, 1912–1913. Кн. 1–2. С. 323–353.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика