Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Исследования дистантного консультирования: методологические трудности и возможности 778

Меновщиков В.Ю., кандидат психологических наук, докторант Психологического Института РАО, Москва, Россия, helpletter@mail.ru

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются сложности, возникающие при проведении экспериментальных исследований в психологическом консультировании на дистанции, их причины, а также возможности применения не экспериментальных и экспериментальных методов. Приводятся примеры зарубежных исследований по данной тематике.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проведение экспериментальных исследований в консультировании и психотерапии сопряжено с чрезвычайно большими трудностями в силу множественности теорий и значительной сложности предмета изучения. Огромное число консультантов и психотерапевтов считает, что невозможно контролировать и изолировать все релевантные переменные таким образом, чтобы это удовлетворяло требованиям традиционного научного метода. Тем не менее, исследования консультирования и психотерапии необходимы. Например, Ремер утверждает, что консультанты несут моральную ответственность перед клиентами и обществом и поэтому обязаны знать меру влияния и ограничения инструментов и методов, которые они используют (Remer, 1981). Тем более это актуально для методов, только начинающих широко применяться на практике и имеющих особую специфику. Однако людей, занимающихся наукой в сфере психологического консультирования, не так много. Особенно это касается исследований дистантного консультирования (телефонного, интернет-консультирования и т. п.). Достаточно сказать, что, несмотря на более чем полувековую историю дистантного консультирования, в нашей стране состоялось всего три диссертационных исследования посвященных телефонному консультированию (Скворцов,1996; Хачатурян, 2006; Полина, 2010) и одно – консультированию по переписке (Морозова, 2005).

Данное положение усугубляется существующей тенденцией противопоставления естественно-научной парадигмы и гуманистической, количественных исследований и качественных, номотетического подхода и идеографического и т. п. Между тем за рубежом существуют совсем иные примеры. Один из наиболее известных гуманистически ориентированых психологов – К. Роджерс – был и блестящим исследователем. Аккумуляция ряда точных расшифровок и экспертной оценки аудиозаписей сессий Роджерса и его сотрудников сделала возможным объективный и количественный подход к изучению процесса консультирования и психотерапии (Роджерс, 1994). Кроме того, Роджерс и его ученики использовали и другие экспериментальные и не экспериментальные методы исследования (контент-анализ, стандартные тесты, физиологические показатели и т. д.). Эта традиция развивается зарубежными консультантами и психотерапевтами, в том числе в дистантном консультировании.

Литература
  1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
  2. Barak A., Hen L., Boniel-Nissim M., Shapira N. A Comprehensive Review and a Meta-Analysis of the Effectiveness of Internet-Based Psychotherapeutic Interventions // Journal of Technology in Human Services. V. 26 (2/4). 2008. Available online at http://jths.haworthpress.com.
  3. Bobevski I., Holgate A. M., McLennan J. Characteristics of effective telephone counselling skills // British Journal of Guidance & Counselling. 1997. V. 25. № 2. Р. 239–249.
  4. Campos B. Telepsychology & Telehealth: Counselling Conducted in a Technology Environment // Counselling, Psychotherapy, and Health. № 5 (1). The Use of Technology in Mental Health Special Issue. 2009. Р. 26–59.
  5. Davies P. G. K. The functioning of British Counselling hotlines: A pilot study // British Journal of Guidance and Counselling. 1982. V. 10. № 2. Р. 195–199.
  6. Echterling L. G., Hartsough D. M. Phases of helping in successful crisis Telephone Calls // Journal of Community Psychology. 1989. V. 17. Р, 249–257.
  7. Hetzel S., Wilkins V., Carrig H., Thomas J., Senior P. An evaluation of caller satisfaction with solution focused telephone counselling // Australian Social Work. 1993. June. V. 46. № 2. Р. 51–55.
  8. Hornblow A. R. Does telephone counselling have preventative value? // Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. 1993. V. 20. Р. 23–28.
  9. Remer R. The counselor and research: Introduction // Personnel and Guidance Journal. 1981. № 59. Р. 567–571.
  10. Stein D. M., Lambert L. M. Telephone counselling and crisis intervention: A review // American Journal of Community Psychology. 1984. V. 12. № 1. Р. 101–126.
  11. Young R. Helpful behaviours in the crisis call center // Journal of Community Psychology. 17 January 1989.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика