Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Ценностно-нормативный метод Г.Е. Залесского как технология исследования в психологии личности 1121

Разорина Л.М., Сыктывкарский государственный университет , l-ras@mail.ru

Аннотация

В докладе рассматривается ценностно-нормативный метод Г.Е. Залесского как наиболее адекватный метод исследования внешней (овладения ситуацией взаимодействия с миром) и внутренней (овладения собственным внутренним миром) функции личности, анализируются взаимосвязи и преемственность между ценностно-нормативным подходом, культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского, теорией планомерного формирования П. Я. Гальперина.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Традиционная обеспокоенность проблемами становления молодежи в современной России (Фельдштейн, 2010; и др.) и за рубежом (Барбер, 2007; и др.) привлекает внимание к проблеме усвоения социального опыта, овладения средствами и механизмами регуляции взаимодействия с социальным окружением, овладения собственным внутренним миром. Современная социальная и образовательная ситуация обостряется высокими темпами изменений, запаздыванием системы образования в удовлетворении социальных и личностных потребностей, растерянностью взрослого мира перед потерявшимися в шквале информации детьми и подростками. Нацеливание на изменение человече6ских качеств, создание новых образовательных технологий и нового подхода к диагностике развития человека требует построения диагностических методов, обращенных к сущности психологических феноменов и их механизмов.

Проблема адекватного метода исследования в психологии личности была поднята группой учеников А. Н. Леонтьева (Асмолов и др., 1979). В статье особенно выделяются две продуктивные идеи: 1) изучение смысловых образований личности посредством изменения социальной позиции ребенка; 2) использование для диагностики развития личности нравственных коллизий (Б. С. Братусь). Однако авторам не удалось до конца последовательно реализовать деятельностный подход.

Анализ отечественного опыта исследовательской и образовательной деятельности позволяет сделать вывод, что значительный задел в этом направлении создан ценностно-нормативным (ценностно-деятельностным) подходом Г. Е. Залесского (1994 и др.), базирующимся на анализе и конструктивном использовании достижений отечественной науки и практики.

Подход Г. Е. Залесского, с одной стороны, представляет собой распространение деятельностного принципа исследования психики на процесс формирования мировоззрения и убеждений личности. С другой стороны, заимствование ценностнонормативного принципа из социологии и привлечение его для анализа личностных смыслов и ценностей позволяет реализовать целостное изучение центральных механизмов внутренней регуляции социального поведения человека на основе системного подхода и строгого эксперимента.

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. М.: Педагогика,1982.
  2. Асмолов А. Г. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35–45.
  3. Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. М.: Просвещение, 2007.
  4. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М: Наука, 1978.
  5. Борисова Е. М. Современные тенденции развития психодиагностики // Прикладная психология. 1997. Сигнальный номер. С. 64–71. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984.
  6. Витцлак Г. Принцип деятельности в психодиагностике и его применение для развития психодиагностического метода // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 146–148.
  7. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  8. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 47–56.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика