Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Особенности становления социального интеллекта младших школьников 1887

Ясюкова Л.А., Санкт-Петербургский государственный университет, bva1947@mail.ru

Аннотация

В статье излагаются результаты эмпирического исследования формирования социального на основе комплексного психологического обследования учащихся 3-х классов (43 чел.). Выявлено положительное влияние понятийного и абстрактного мышления, практического интеллекта, математических способностей, личностной интуиции, уравновешенности, тревожности и, напротив, негативное влияние повышенных эмоциональности, импульсивности и самостоятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современным школьным психологам, постоянно имеющим дело с повышенной тревожностью и различными нарушениями в развитии эмоционально-коммуникативной сферы учащихся, улаживанием конфликтов, явно не хватает информации о возрастном становлении социального интеллекта. Несмотря на то, что в настоящее время адаптации детей к школе уделяется значительное внимание, возникающие проблемы пытаются решить в основном посредством оказания психологической поддержки в плане снятия тревожности, повышения уверенности в себе и недооцениваются возможности оптимизации самочувствия детей за счет развития их интеллектуальных способностей в коммуникативной сфере. Именно социальный интеллект предоставляет возможность ребенку адекватно понимать эмоциональное состояние и личностные особенности окружающих, устанавливать дружеские отношения с одноклассниками, рационально разрешать возникающие конфликты, корректно взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми. Однако и в нашей стране, и за рубежом изучение социального интеллекта проводится в основном на студентах и взрослых, очень мало работ, посвященных его становлению в онтогенезе.

В некоторой степени изучен социальный интеллект детей в возрасте от 1-го года до 6 лет, особенно такие его аспекты, как понимание ими различных ситуаций, предъявляемых на картинках и в виде рассказов, соответствия (несоответствия) между изображением, рассказом, последующими действиями и пр. Основные выводы сводятся к тому, что только к 5–6 годам дети становятся способны адекватно решать предлагаемые задания. Однако социальный интеллект детей с 6 до 10-летнего возраста, т.е. младших школьников, фактически выпал из поля зрения исследователей. Проводимые нами в течение последних лет исследования подростков (7–11 классы) позволили прийти к выводу о ведущей роли понятийного мышления в развитии их социального интеллекта (Ясюкова, 2007, 2008, 2009). Однако у дошкольников понятийное мышление фактически еще отсутствует, а у младших школьников – только начинает формироваться, в то время как наличие у них социального интеллекта не отрицается никем. Мы предположили, что изучение социального интеллекта в рамках комплексного психологического обследования позволит выявить факторы (нейродинамические, личностные, интеллектуальные), оказывающие положительное или негативное влияние на его формирование.

Литература
  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Хранитель, 2008
  2. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика. СПб., СПбГУ, 2007.
  3. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2004.
  4. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах. СПб.: Иматон, 2001.
  5. Ясюкова Л. А. Связь типа социального интеллекта с уровнем толерантности подростков // «Ананьевские чтения – 2007». СПб.: СПбГУ, 2007.
  6. Ясюкова Л. А. Особенности социального интеллекта подростков // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. В 3 т. М–Ростовн/Д, 2007. Т. 3.
  7. Ясюкова Л. А. Особенности формирования социального интеллекта одаренных подростков // Ученые записки СПбГИПСР. 2008. № 2 (10).
  8. Ясюкова Л. А. Влияние интеллектуального развития на становление эмоционально-коммуникативной сферы личности старшеклассников // Ученые записки СПбГИПСР. 2009. № 2 (12).
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика