Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Экспериментальное изучение влияния социально-психологической зрелости группы на нравственное самоопределение старшеклассников (в условиях совместной деятельности) 1220

Еремина А.Н., Курский государственный университет, anastasija_8585@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается применение естественного и лабораторного эксперимента с использованием приборов-моделей совместной деятельности для определения социальнопсихологических механизмов влияния уровня развития учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема исследования

Уровень социально-психологической зрелости учебной группы (далее группы) во многом определяет ее возможности в формировании представлений и поступков молодых людей. Вместе с тем роль группы в этом процессе в последнее время недооценивается. В то же время современными психологами отмечается трансформация системы ценностей и норм в индивидуальном и групповом сознании в конце XX– начале XXI в. и необходимость восстановления критериев нравственности в детских сообществах. В связи с этим весьма важным представляется исследование возможностей группы как связующего звена между личностью и основной организацией в нравственном самоопределении молодого поколения. Изучение уровня развития группы с помощью метода опроса недостаточно. Необходима актуализация параметров социально-психологической зрелости в ситуации жизнедеятельности методом моделирования совместной деятельности в естественном формирующем эксперименте.

Литература
  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, 1997.
  2. Воробьева А. Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Изд-во ИП РАН, 2010.
  3. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.
  4. Еремина А. Н., Корнев А. В. Использование аппаратурной методики «Беседка» при отборе спортсменов в команду // Материалы IV Международной науч.-практ. конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». М., 2010. С. 336–339.
  5. Журавлёв А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. С. 480.
  6. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. С. 160.
  7. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. С. 190.
  8. Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И. Социально-одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007.
  9. Чернышев А. С., Гребеньков Н. Н., Корнев А. В., Сарычев С. В. Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  10. Экспериментальное исследование групп школьников / Л. И. Акатов и др. // Ученые записки. Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. 1971. Т. 88. С. 20–29.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика