Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

«Повинуемость» как предмет социально-психологического исследования (повторение эксперимента А. Поскоцила в России) 924

Ершова Р.В., Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», erchovareg@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты первого в России повторения эксперимента Артура Поскоцила, посвященного исследованию феномена подчинения легитимному авторитету у студентов. Описывается экспериментальная процедура, анализируются ситуационные и личностные факторы, влияющие на степень готовности студентов выполнить абсурдное задание преподавателя.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Время от времени мы сталкиваемся с ситуациями, в которых бывает трудно ответить отказом на прямое требование конкретного человека, особенно если этот человек оказывается легитимным авторитетом (представителем власти). Данное явление называется подчинением или повинуемостью (термин А.Я. Воронова, 1995). Подчиняясь, субъект делает то, о чем его попросили или то, что ему приказали, не имея на это какого-либо внутреннего желания или согласия. Повинуемость – вполне повседневное явление: дети уходят играть в комнату, если родители им приказали это; учитель в школе считает, что ребенок плохо себя ведет и наказывает его, говоря при этом, чтобы он стоял рядом с партой, пока учитель не разрешит ему сесть; преподаватель принимает экзамен в совершено неприемлемой для студентов форме только потому, что он является легитимным авторитетом для них. В окружающей действительности можно найти множество примеров, демонстрирующих безропотное подчинение несправедливым требованиям представителя власти.

После эксперимента, направленного на изучение феномена повинуемости, С. Милграм сделал вывод о сильном влиянии ситуационных факторов на поведение такого рода. Исследователь указывал на то, что «подчинение может быть глубоко укоренившейся наклонностью, побуждением, превосходящим по силе этическое воспитание, сострадание и нормы социального поведения» (Милграм, 2001).

Литература
  1. Воронов А. Я. Повинуемость: эксперимент и жизнь // Учительская газета. 1995. 14 февраля. С. 13.
  2. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001.
  3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.
  4. Asch S. E. Opinions and social pressure // Scientific American. V. 193. 1955. Р. 31–35.
  5. Poskocil A. The College Classroom as a Learning Environment // Teaching Sociology. V. 4. № 4 (July, 1977).
  6. Sherif M. The Psychology of social norms. N. Y.: Harper and Brothers, 1936.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика