Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов 1677

Караваева Е.М., Саратовский государственный социально-экономический университет
Печерский В.Г., Саратовский государственный социально-экономический университет
Иванов Д.Е., Саратовский государственный социально-экономический университет

Аннотация

В работе с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда проведено сравнительное исследование показателей социально-психологической адаптации у студентов и старшеклассников. Установлено, что имеются достоверные различия у студентов и студенток. Выявлено, что показатели социально-психологической адаптации различаются у студентов и школьников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

В период обучения молодой человек должен не только приобрести определенный объем положенных программой знаний и умений, но и подготовиться к дальнейшей жизни в обществе. Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что для этого нередко оказываются более важны не только знания как таковые, а умения строить гармоничные отношения с другими людьми, находить свое место в социуме.

Социально-психологическую адаптацию обычно рассматривают как приспособление личности к условиям социальной сферы. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватно воспринимать окружающую действительность, строить оптимальную систему отношений и общения с окружающими; быть способным к труду, обучению, изменять свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

Гипотеза исследования состояла в следующем: 1. Существуют различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов. 2. Имеются гендерные особенности социально-психологической адаптации.

Целью настоящей работы является изучение особенностей социально-психологической адаптации у школьников и студентов первокурсников.

Литература
  1. Богданов Е.Н. Специфика социально-психологической адаптации студентов в системе негосударственного образования // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 29–36.
  2. Зайцев А.А., Бугова Г.В. К вопросу оптимизации адаптации студентов к процессу обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Серия «Психолого-педагогические науки». 2009. № 4. С. 31–36.
  3. Зайцева Н. К. Особенности социально-педагогической адаптации студентов в условиях учебно-научно-педагогического комплекса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 55–58.
  4. Кузьмина В. М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: Дис. … канд. психол. наук. Курск, 2006.
  5. Литвиненко Н. В. Типичные проблемы социально-психологической адаптации старших школьников // Социальная педагогика: диалог теории и практики: материалы Международной науч.-практ. конференции / Под ред. Т. А. Морозовой-Дорофеевой, Н. П. Кириленко, Т. Н. Черняевой. Саратов: Научная книга, 2006. С. 88–91.
  6. Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
  7. Петров В. Н., Ракачев В. Н., Ракачева Я. В., Ващенко А. В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 117–121.
  8. Томкив Е. Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. 2008. № 4. С. 185–187.
  9. Украинец О. В. Социально-психологические аспекты адаптации детей школьного возраста к обучению в школе // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 8. № 8. С. 45–47.
  10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  11. Цуканова А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов): Дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2006.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика