Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Проявление конформизма у старших дошкольников 1393

Панина С.И., Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», cvetok792@mail.ru
Ершова Р.В., Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», erchovareg@mail.ru

Аннотация

В данной работе решается проблема экспериментального выявления ситуационных и личностных факторов, влияющих на степень проявления конформности старшими дошкольниками.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Новейший психологический словарь дает следующие определение понятию «конформизм» (Шапарь, 2005). Конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) – пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п. Следовательно, конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Конформность проявляется в изменении его поведения и установок по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Таким образом, мы можем утверждать, что конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Исследования конформизма впервые были проведены в ставших ныне классическими исследованиях М. Шерифа (Sherif, 1936), С. Аша (Asch, 1951) и С. Милграма (Милграм, 2001).

По мнению В. Б. Шапаря (Шапарь, 2005), уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе:

  • характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.;
  • характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, степень единодушия большинства;
  • особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности ей и пр.;
  • содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью.
Литература
  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002.
  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001
  3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997.
  5. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2006.
  7. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / Под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика