Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Стэнли Милгрэм как исследователь, учитель, наставник: вне противоречия 975

Такушьян Г., доктор философских наук, профессор, Университет Фордхэм, Нью-Йорк, США, takoosh@aol.com
Полный текст

С осени 1960 г. 27-летний ассистент профессора начал проводить свои знаменитые эксперименты в подвальной лаборатории Йельского университета (Linsly-Chittenden Hall). Через 15 лет, в 1975 г., на конференции Американской Психологической Ассоциации (АПА) в Чикаго Дональд Кэмпбелл публично согласился с утверждением Музафера Шерифа: «По моему мнению, Йельские эксперименты Стэнли Милгрэма по изучению повинуемости власти – самый глубокий вклад в человеческое знание, сделанный когда-либо нашей наукой социальной психологией, если не вообще, всей психологией».

Почему XX-е столетие было, безусловно, самым смертоносным в истории человечества (более чем 100 миллионов гражданских лиц, убитых в войне и при геноциде)? Ключ к ответу на этот вопрос, по мнению Милгрэма, возможно, кроется не столько в человеческой агрессии или даже эмоциях, сколько в нашей способности подчинить свою волю лицам, наделенным официальной (законной) властью. Во многих лабораториях других стран, как и в лаборатории самого Милгрэма, было показано, что даже добрые люди проявляли жестокость в отношении других людей.

Теперь, 50 лет спустя, покойный Стэнли Милгрэм (1933–1984) во всем мире считается крупнейшим исследователем, автором классических obedienceэкспериментов, изучение которых сегодня обязательно для каждого начинающего студента-психолога. Но те из нас, кому посчастливилось учиться или работать со Стэнли Милгрэмом в течение его короткого жизненного пути (он скончался в возрасте 51 года), хранят в памяти также и другие, менее известные ипостаси этого уникального человека и его глобального наследства (Takooshian et al., 2010). Им и посвящены 10 пунктов данного представления.

1 Студент. Юный Стэнли фактически стал ученым еще до поступления в среднюю школу имени Дж. Монро (James Monroe High School, Bronx, New York). В то же время он не выбрал ни одного курса по психологии за 4 года своей учебы в Куинс-Колледже (Queens College) и только по окончании его получил специальное разрешение от Гарвардского университета перейти на специализацию «бихевиористские исследования». В Гарварде его учителями стали выдающиеся бихевиористы того времени: Гордон Оллпорт, Соломон Эш, Джером Брунер (Takooshian, 1998).

2 Повинуемость. Получив в 1960 г. должность ассистента Йельского университета, Милгрэм немедленно приступил к пилотным obedience-экспериментам, преодолевая критику со стороны профессорско-преподавательского состава Йельского университета, финансовые проблемы и отклонение редакцией журнала первой версии его классической статьи (Milgram, 1963). Его экспериментальная парадигма «Деструктивная повинуемость легитимным авторитетам» (Milgram, 1974/2009) позволила ему сделать несколько важнейших открытий в этой области.

3 Другие исследования. Экспериментальная парадигма «Деструктивная повинуемость легитимным авторитетам» была одной из более чем дюжины важнейших тем, разработанных его инновационными методологическими подходами: «Мир тесен», Потерянное письмо, Психология толпы, Сираноиды и Психология городской жизни (тогда еще недавно сформировавшееся направление) (Milgram, 2010).

4 Уникальная творческая одаренность Милгрэма проявилась, помимо психологии, и в других, менее известных сферах его деятельности. Он был киносценаристом, кинорежиссером, переводчиком.

5 Этика. Несмотря на десятилетия вводящей в заблуждение критики, Милгрэм был высоконравственным исследователем, который никогда не толковал неправильно существующие этические принципы и ввел новые методы дебрифинга участников его экспериментов и измерения их этичности. После того как АПА удостоверилась в необоснованности одного анонимного обвинения, предъявленного против Милгрэма (когда он впервые подал заявление о членстве), он вскоре был избран ее Действительным Членом за «выдающийся вклад в психологию».

6 Борец. Личный опыт сделал Милгрэма отважным борцом, защищавшим от критиков значение экспериментальных методов для изучения актуальных социальных проблем (Blass, 2004). Противоречия в его исследованиях оказали заметное влияние на то, как сегодня психологи разрабатывают и проводят свои эксперименты, а также анализируют их результаты.

7 Непонимание. Работы Милгрэма очень часто активно освещались СМИ. Столь же часто СМИ искажали или неправильно толковали результаты его исследований. Например, Милгрэм направил в телевизионный журнал статью с исправлениями ошибок в некорректном биографическом фильме (NBC-TV) «Десятый Уровень», основанном на его obedience-экспериментах.

8 Ситуационизм. Музафер Шериф, Дональд Кэмпбелл и многие их коллеги считали исследования Милгрэма в области деструктивной повинуемости легитимным авторитетам символическим примером принципа «ситуационизма» в социальной психологии: в объяснении причин и механизмов различных феноменов нашего поведения и межличностного взаимодействия роль внешних социальных факторов перекрывает влияние внутренних (личностных) диспозиций.

9 Учитель. Хотя Милгрэм преподавал всю свою творческую жизнь, с 1960 по 1984 г., у него было немного студентов, поскольку он вел обычно лишь небольшие семинары для магистров (вплоть до своей безвременной кончины 20 декабря 1984 г.). Те, кому посчастливилось оказаться в числе его учеников, знали его как уникального преподавателя и увлеченного наставника, блеск которого в аудитории конкурировал с его блеском в лаборатории и вдохновлял его студентов. Как преподавателю Милгрэму просто не было равных.

10 Наследие. Милгрэм продолжает и сегодня вдохновлять психологов на независимые исследования в русле бихевиоризма. В 2010 г. продюсеры французского телешоу «Игра Смерти» повторили исследование Милгрэма и зарегистрировали 80-процентную норму повинуемости у участников, согласившихся на возможное убийство незнакомца для того, чтобы участвовать в реалити-шоу (Beardsley, 2010).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Beardsley E. Fake TV show «tortures» man, shocks France. 2010. Retrieved on 24 March 2010. http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=124838091.
  2. Blass T. The man who shocked the world: The life and legacy of Stanley Milgram. New York: Basic Books, 2004.
  3. Milgram S. Behavioral study of obedience // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. V. 67. P. 371–378.
  4. Milgram S. The individual in a social world: Essays and experiments (3 ed., expanded) / Ed. T. Blass. London: Pinter and Martin, 2010.
  5. Milgram S. Obedience to authority: An experimental view. New York: Harper Perennial, 1974/2009.
  6. Takooshian H. Stanley Milgram // The Scribner Encyclopedia of American Lives / Ed. K. T. Jackson. New York: Charles Scribner’s Sons, 1998. P. 563–564.
  7. Takooshian H., Milgram A., Bruner J. S., Blass T., Taylor C. J., Levine S. & Voronov A. Stanley Milgram’s legacy, 50 years later // The General Psychologist. 2010. Spring. V. 45. № 1. P. 15–25.
Статьи по теме:

Дискуссии и дискурсы  |  Донцов Д.А., Залесский М.Л., Клепиков В.Н., Коханец А.И., Мазниченко М.А., Новосадова О.М., Озерецкая Т.Д., Пятаков Е.О., Смирнова А.В., Уткин И.В., Шантырь Е.Е.

Обсуждение статьи Г.М. Пономаревой «Нужно ли ребенка учить врать?»

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика