Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы ISBN: 978-5-9270-0196-5 Издатель: Издательство «Институт психологии РАН» Год издания: 2010 |
Социально-психологические условия подготовки молодежных лидеров: экспериментальный подход 1086
Чернышев А.С., доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Курского государственного университета, Россия
Сарычев С.В., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии Курского гос. университета, член-корреспондент Академии гуманитарных наук по Курскому региональному отделению, Курск, Россия Полный текст
Проблема Современный человек кардинально изменил современный мир и во многом изменился сам: его «проблемное поле» усложнилось, отражение окружающего мира и отношение к нему приобрели специфический, как правило, проблемный характер. Особенно проблемной и незащищенной в новых социально-экономических условиях оказалась молодежь, прежде всего подростки и юноши, нуждающиеся в психологической поддержке. Перспективным направлением в решении молодежных проблем представляется подготовка лидеров из числа социально одаренных детей в условиях развивающих социальных сред. В этой связи актуальным является поиск и проектирование социальных сред, имеющих значительный воспитательный потенциал для личностного развития молодежи, актуализации лидерства, повышения социально-психологической зрелости групп (Фельдштейн, 2005; Тюков, 1995). Однако реализация данного направления сопряжена с трудностями определения методических средств обеспечения этого масштабного социального проекта и, прежде всего, с использованием эксперимента. Теоретические основания решения проблемы Проектирование развивающих социальных сред, начиная с опыта А. С. Макаренко (Макаренко, 1980), традиционно используется в отечественной психологии для решения крупных психолого-педагогических проблем (психологическая помощь детям в регионах Чернобыльского следа, подготовка молодежных лидеров, обеспечение психологической безопасности ребенка в современной «новой школе» и т. д.). Теоретические основания создания подобных сред находятся в концепциях С. Л. Рубинштейна (2003), Б. Ф. Ломова (1984), Л. И. Уманского (2001), А. Л. Журавлёва (2008), В. В. Рубцова (1996), В. И. Панова (2007), А. В. Брушлинского (1995) и др. Разработка адекватного психологического метода практического решения задачи пока не привела к общепринятому варианту, однако в ряде методологических работ и практико-ориентированных исследованиях обосновывается метод естественного формирующего эксперимента (Журавлёв, Дробышева, 2008). Методологически значимым является положение Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики, а также о том, что психологические знания использовать напрямую, по принципу «короткого замыкания» неэффективно, а надо на основе этих знаний создать такие социальные условия, в рамках которых и сформируются психологические качества в соответствии с полученными знаниями. Для решения проблемы психологической поддержки современных подростков и юношей в личностном развитии и подготовки молодежных лидеров из числа социально одаренных детей мы использовали естественный формирующий эксперимент (далее – эксперимент) как метод проектирования развивающей социальной среды (социального оазиса), в рамках которой возможна достаточно эффективная подготовка молодежных лидеров и психологическая помощь в личностном развитии подросткам и юношам. Эксперимент основывается на следующих гипотетических положениях. Гипотеза 1. Социально-психологическая помощь учащейся социально одаренной молодежи наиболее эффективна в условиях экспериментально созданной социальной среды с высокими духовными характеристиками совместной жизнедеятельности, т. е. особый микросоциум, заметно отличающийся по ряду показателей от обычной среды – своего рода социальный оазис. Гипотеза 2. Проектирование развивающих социальных сред (социальных оазисов) предполагает: · разработку адекватных технологий; · введение социального обучения; · формирование мотивации молодежи региона на включение в развивающие социальные среды. Гипотеза 3. Периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным лидерским и личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп. Организационно экспериментальная ситуация создавалась в рамках психологической школы молодежных лидеров в системе дополнительного образования в регионе, открытая в 1960-е годы Л. И. Уманским и А.С. Чернышевым и функционирующая до настоящего времени, в которой ежегодно проходят лидерскую подготовку 200–300 старшеклассников, а за 46 лет подготовлено свыше 35 тыс. воспитанников, многие из которых стали крупными организаторами в различных сферах народного хозяйства. Контингент формируется, прежде всего, из творческих и инициативных учащихся, способных после обучения самостоятельно сплотить детский коллектив, стать лидерами в своих школах. Масштабность эксперимента определила сложную структуру экспериментальной ситуации, включающей в качестве независимой переменной – развивающую социальную среду и социальное обучение, а в качестве зависимых переменных – развитие лидерских и личностных характеристик социально одаренных детей и повышение социально-психологической зрелости групп. Выделение контрольных и экспериментальных групп достигалось двумя способами: а) в качестве контрольных групп выступали те школьные классы, в которых учились социально одаренные подростки и юноши; в качестве экспериментальных групп – отряды воспитанников в психологической школе из учащихся тех же школ. Однако здесь затруднялись задачи выравнивания контрольных и экспериментальных групп; б) при втором варианте использовался принцип придания отрядам в психологической школе статуса контрольной группы в самом начале ее создания и статуса экспериментальной группы в процессе обучения. Контроль переменных осуществлялся и осуществляется до сих пор с помощью следующего методического блока (рисунок 1). Рис. 1. Бланковые опросники введены для изучения личностных характеристик и организационных отношений в совместной деятельности, приборы-модели – для актуализации лидерства, организационных отношений и организационного взаимодействия. Первые два звена методического блока включены в одну исследовательскую процедуру, что позволяет изучать явления в их динамике и взаимосвязи. Третье звено блока «Естественная модель совместной деятельности» представляет собою такую естественную групповую деятельность, где наиболее значимо требуется лидерство, и непосредственное организационное взаимодействие (например, комбинированная военно-спортивная эстафета, спортивные игры – волейбол, баскетбол и др.). В эту деятельность одновременно включаются практически все подразделения основного коллектива в условиях соревнования с целью усиления состязательного эффекта, требующего высокой организованности. С помощью звена «Естественная модель совместной деятельности» прослеживается влияние макросреды (основного коллектива и других первичных коллективов) на данный первичный коллектив. Кроме того, с помощью этого звена проводилась проверка приборов-моделей на валидность и уточнялся вопрос о возможности переноса результатов, полученных с помощью приборов-моделей, на естественную деятельность (и организацию). Воспроизводимость итогов эксперимента в современных условиях проводилась в 2000–2007 гг. и дала положительные результаты. Остановимся более подробно на описании независимых переменных – развивающей социальной среде и социальном обучении. В нашем понимании, развивающая социальная среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры». Обучающий эффект обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих учащихся. Т.е. создается особый микросоциум, отличающийся по ряду существенных показателей от обычной среды – своего рода социальный оазис. Такими показателями являются:
Значительный контраст, существующий между данной общностью и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Социальное обучение – это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи. Научить в социальном смысле – значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Частной задачей социального обучения является обучение общению как организации целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми. Цель социального обучения – создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности – самостоятельности, активности, ответственности и социабельности, в самом широком значении этого слова. Социально обученный человек владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала. Результаты Эксперимент, проведенный по описанной выше схеме в течение 2000–2007 гг. с современным контингентом испытуемых, выявил устойчивые тенденции динамики лидерских, личностных и групповых характеристик. Наиболее значимые результаты проявились в обогащении сознания в рамках феномена «личностный рост», воплощенного в желании развития у себя лидерских качеств, поиске возможности к самореализации в рамках учебной и внеучебной деятельности, проявлении активности в личном самосовершенствовании, работе над своими недостатками, комплексами. Наметились позитивные тенденции в системе социальных установок. Наиболее приоритетными оказались следующие установки: стремление найти смысл жизни и объяснение собственных поисков; осознание собственной значимости: достаточно развитое отношение к себе, умение увидеть самое существенное и сущностное в своей личности и жизни. Эти данные о содержании социального самоопределения молодежи в определенной мере совпадают с выводами К.А. Абульхановой-Славской (1997), А.Л. Журавлёва (2008) о моральном сознании как ведущей детерминанте в российском менталитете. Эксперимент подтвердил ранее выявленный факт сохранения и даже усиления полученного личностного «импульса» в последние месяцы (и даже годы), т.е. проявление отсроченного эффекта воздействия. Произошли позитивные изменения и на поведенческом уровне: в деятельности, поступках. Юноши приобретают способность к быстрому включению в организацию совместной деятельности по достижению принятых целей. Успешно реализуют защиту собственных интересов и интересов других, используя при этом культурные способы дискуссии и общения, умение отстоять свою позицию, разрешать конфликты, адекватно оценивать себя и других. В своих школах после возвращения из Центра многие из воспитанников становятся инициаторами и организаторами различных социально значимых начинаний. Выраженную динамику личности под влиянием экспериментального воздействия в рамках особых социальных сред можно объяснить, по крайней мере, двумя причинами: а) чувствительностью развивающейся личности (подросток, юноша) к престижному, яркому социальному сообществу, обращенностью мотивов на будущее; б) приобретением статуса субъекта как высшей целостности, благодаря чему, по мнению А. В. Брушлинского, соответственно видоизменяется – постепенно или сразу – вся основная система его психических процессов и свойств (Брушлинский, 1995). В ходе эксперимента повысился уровень социально-психологической зрелости групп, который по всем параметрам приблизился к своему высшему состоянию – коллективу. Литература
Статьи по теме
Социальная психология, Экспериментальная психология | Ананьева К.И., Товуу Н.О. Психология личности, Психология образования | Ротова Н.А., Валах Е.В. Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках | Беспалов Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |