Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

ISBN: 978-5-9270-0196-5

Издатель: Издательство «Институт психологии РАН»

Год издания: 2010

 

Оценка динамики обучения в эмоциональных состояниях разной валентности 640

Созинов А.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени В.Б. Швыркова, Институт психологии РАН, Москва, Россия, alesozinov@yandex.ru
Гринченко Ю.В., Московский городской психолого-педагогический университет, nyugring@psychol.ras.ru

Аннотация

Работа посвящена изучению влияния мотивации достижения и избегания на процесс научения, в частности, на проактивную интерференцию и перенос навыков. Показано, что эффект проактивной интерференции возникает только в негативной эмоциональной ситуации. К тому же, ситуации получения поощрения и избегания наказания отличаются по своей динамике.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Общепринятая балльная система оценок знаний позволяет преподавателю в том числе мотивировать ученика к дальнейшему обучению, формируя негативную или позитивную ситуацию выставлением соответствующего количества баллов за неверные или правильно выполненные задания. В области мотивации учеников в отношении успеваемости выделяют направленность на достижение высоких результатов и на избегание низких и применяют обе стратегии (см., напр.: Pintrich, 2000).

В психофизиологических исследованиях зачастую применяется классификация мотивации поведения всех животных на «достижение» и «избегание» (Schneirla, 1959), которая применима и в области изучения эмоций (Alexandrov & Sams, 2005; Cacioppo & Gardner, 1994; Davidson et al., 1990; и др.). Вид мотивации поведения является фактором, влияющим на особенности формирования памяти (Швыркова, Швырков, 1975; и др.) и, таким образом, определяет динамику научения. С точки зрения системно-эволюционного подхода и развиваемой в его рамках единой концепции сознания и эмоций (Alexandrov, 1999; Alexandrov & Sams, 2005), эмоции сопоставимы с оценкой промежуточных и конечных результатов систем низкого уровня дифференцированности. Внешне сходное поведение, осуществляемое в позитивной и негативной эмоциональных ситуациях, различается как набором, так и характером взаимодействия элементов индивидуального опыта.

Литература
  1. Созинов А.А., Лаукка С., Аверкин Р.Г., Александров Ю.И. Условия и мозговое обеспечение интерференции при формировании системной структуры индивидуального опыта // Тенденции развития современной психологической науки / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. Ч. 2. С. 343–346.
  2. Швыркова Н. А., Швырков В. Б. Активность нейронов зрительной коры при пищевом и оборонительном поведении // Нейрофизиология. 1975. № 1. С. 100–102.
  3. Alexandrov Yu. I. Comparative description of consciousness and emotions in the framework of systemic understanding of behavioral continuum and individual development // C. Teddei-Ferretti, C. Musio (еds.). Neuronal bases and psychological aspects of consciousness, World Scientific, Singapour, N. Y.; London; Hong-Kong, 1999. Р. 220–235.
  4. Alexandrov Yu. I., Sams M. Emotion and consciousness: ends of a continuity // Cogn. Brain Res. 2005. № 25 (2). Р. 387–405.
  5. Buck R. Subjective, expressive, and peripheral bodily components of emotion // H. Wagner & A. Man-stead (еds). Handbook of social psychophysiology. John Wiley & Sons Ltd., University of Manchester. 1989. Р. 199–221.
  6. Cacioppo J. T., Gardner W. L. Emotion // Annu. Rev. Psychol. 1999. № 50.
  7. Davidson R. J., Ekman P., Saron C. D., Senulis J. A., Friesen W. V. Approach-Withdrawal and Cerebral Asymmetry: Emotional Expression and Brain Physiology I // J. Personality and Social Psychology. 1990. № 58 (2). Р. 330–341.
  8. Pintrich P.R. Multiple goals, multiple pathways: the role of goal-orientation in learning and achievement // J. Educational Psychology. 2000. № 92 (3). Р. 544–555.
  9. Schneirla T. C. An Evolutionary and Developmental Theory of Biphasic Processes Underlying Approach and Withdrawal // Nebraska symposium on motivation / Ed. M. R. Jones. 1959. V. 7. Univ. of Nebraska Press, Lincoln. Р. 1–42.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика