Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам

ISBN: 978-5-94-051-056-7

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Тематика обращений замещающих родителей на Телефон Доверия 891

Комлева О.В., педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Развитие», г. Вологда, Вологда, Россия, razvitie@vologda.mail.ru
Малетина Т.А., педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Развитие», г. Вологда, Вологда, Россия, razvitie@vologda.mail.ru
Полный текст

Телефон Доверия – один из наиболее доступных видов психологической помощи. Цель деятельности Телефона Доверия – оказание экстренной психологической помощи по телефону детям, родителям для конструктивного своевременного выхода из трудной жизненной ситуации. 

Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей  (Телефон Доверия) существует в МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Вологды с 2004 года и  является одним из направлений оказания помощи детям и родителям. 

Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей  осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • оказание экстренной психологической помощи;
  • телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности;
  • информационное консультирование.

Общее количество обращений за последние три года составило от 200 до 240 звонков. Ежегодно к наиболее часто встречающимся  проблемам обращений относятся следующие: проблемы детско-родительских отношений и межличностных отношений в семье; учебные и профессиональные проблемы; проблемы личностного характера; проблемы психофизиологического и психического развития; сиротство, проблемы замещающей семьи.

МОУ Центр «Развитие» участвует в реализации региональной долгосрочной целевой программы "Дорога к дому", целью которой является укрепление института замещающей семьи, повышение уровня психолого-педагогической и медико-социальной компетентности родителей и лиц их замещающих, сокращение численности детей, воспитывающих в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития альтернативных форм семейного устройства. В рамках программы предусмотрено оказание помощи консультантами Телефона Доверия родителям, воспитывающим приемных и опекаемых детей. Консультирование на Телефоне Доверия  открывает возможности для незамедлительного решения проблем, возникающих у замещающих семей. 

В настоящее время звонки на Телефоне принимают 5 психологов - консультантов. Все сотрудники имеют сертификаты повышения квалификации по консультированию на Телефоне Доверия.

На сегодняшний день у родителей, взявших на себя обязанности по  воспитанию детей в замещающих семьях, возникает ряд трудностей, которые препятствуют созданию оптимальных условий для их нормального развития. Часто замещающие родители не справляются с проблемами, возникшими в процессе воспитания, и возвращают ребенка в детское учреждение. Как показала практика, родители, принявшие на воспитание ребенка, не всегда понимают задачи воспитательной и развивающей работы, являющейся основой в воспитании детей в условиях замещающей семьи, и нуждаются в специальном обучении для выполнения родительских функций. 

Тематика обращений на Телефон Доверия замещающими семьями достаточно разнообразна:

  • общение со службами в процессе оформления документов на ребенка;
  • особенности возрастной психологии детей;
  • основные депривационные проблемы у детей, развивавшихся вне семьи; виды депривационного поведения детей; возможности реабилитации;
  • общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения;
  • процесс адаптации, стадии, их особенности; определение перехода одной стадии в другую;
  • особенности адаптации родителей; повышение роли отца и других членов семьи в процессе адаптации и реабилитации;
  • интерпретация поведенческих проявлений ребѐнка в замещающей семье; основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей;
  • особенности поведения детей в замещающей семье, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении;
  • особенности адаптации сиблингов (в случае одновременного приема двух и более детей); налаживание отношений с другими детьми в семье;
  • особенности психологии приемных подростков; основные ошибки усыновителей в интерпретации поведения подростков;
  • тайна усыновления; как и когда, рассказать ребѐнку о его происхождении;
  • идентичность приемного ребенка; проблемы контактов ребѐнка с биологическими родственниками; выработка / корректировка отношения ребѐнка к его  биологическим родителям;
  • взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребѐнка,  юридические, этические и психологические аспекты;
  • специфические проблемы детей-сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта, детское воровство.

Рейтинг обращений замещающих родителей на Телефон Доверия выглядит следующим образом:

  • трудности замещающих родителей в воспитании детей – 60%;
  • вопросы, касающиеся образования (проблемы с администрацией школы или с другими педагогами, проблемы устройства ребенка в сад, школу) -18%;
  • вопросы опеки и попечительства, получение социальных выплат – 9%; 
  • обращения по вопросам конфликтов с представителями правоохранительных органов и других государственных структур (правомерно ли допрашивали ребенка, можно ли снимать отпечатки пальцев у ребенка и т.д.) – 9%.
  • вопросы жилищного характера – 4%;

Наибольший процент обращений замещающих родителей на Телефон Доверия составляют вопросы  по поводу своих детей (60%). 

Родители чаще всего обеспокоены учебными проблемами ребенка (48%): плохая успеваемость, сложности с выполнением домашнего задания, отсутствие дисциплинированности, прогулы; конфликтным поведением («грубит», «отвечает», «не слушается», «поздно приходит домой») – 23%. Кроме того,  12% замещающих родителей беспокоит курение, употребление подростками алкоголя и наркотиков. Невыполнение предъявляемых норм поведения волнует 28% замещающих родителей: частая ложь и обман, проблемы с деньгами, кражи, «невинное присвоение предметов», отказ от посильной работы по дому, невыполнение  гигиенических норм, нарушение норм просмотра телепередач и норм сна, всеобщее неподчинение. Одна из наиболее волнующих тем в консультировании – установление доверительных отношения замещающего родителя и ребенка (43%), отношения с биологической семьей – 44% (см. диаграмму 1).


Диаграмма 1.  Обращения замещающих родителей по вопросам воспитания детей.

К наиболее частным вопросам замещающих семей к консультанту относятся: 

  • какие чувства позволительны, а какие нет в отношении приемного ребенка;
  • как себя вести, если испытываешь по отношению к приемному ребенку негативные чувства;
  • какая степень близости в отношениях с приемным ребенком позволительна;
  • как относиться к прошлому ребенка и его кровным родителям; надо ли поддерживать с ними отношения;
  • как должен называть приемных родителей ребенок – «мама, папа», «тетя, дядя» или «по имени-отчеству»;
  • в какой степени замещающие родители несут ответственность за ребенка и его будущее;
  • какой «отдачи» от него они имеют право ожидать;
  • кем они являются в большей степени: родителями или нанятыми на работу воспитателями;
  • на какую помощь от органов опеки они вправе  рассчитывать;
  • вопросы взаимодействия  с кровными родителями ребенка.

При анализе обращений замещающих семей, выделяется значительное число родителей, которым необходима поддержка, совет, консультация, реальная помощь со стороны педагогов, психологов, специалистов органов опеки и попечительства в решении актуальных проблем замещающей семьи, систематическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.

Таким образом, деятельность Телефона Доверия по оказанию экстренной психологической помощи замещающим семьям очень актуальна в условиях дефицита очной профессиональной психологической помощи населению. Она позволяет получить мгновенную доступную психологическую помощь на высоком профессиональном уровне.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика