Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8103Ключевые слова 19757 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии

ISBN: 978-5-94051-070-3

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

Формат: электронное издание

 

Оптимизация психологического контакта в процессе допроса 793

Чаплыгина Ю.А., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
Полный текст

Несмотря на предпринимаемые органами правопорядка меры, уровень криминальных проявлений по-прежнему остается высоким. В этих условиях одной из приоритетных задач является качественное расследование уголовных дел, реализация тезиса о неотвратимости наказания для лица, совершившего преступление. Одним из основных способов добывания и закрепления доказательств в следственной практике является допрос.

Допрос определяется как следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в установленном законом порядке показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, экспертов или специалистов об известных им фактах, имеющих значение для расследуемого дела (Филиппов А.Г., 2011). Однако, несмотря на такие серьезные рамки, наложенные на проведение допроса, его вместе с тем можно определить как специфический вид межличностного общения. Разумеется, продуктивность данного следственного действия зависит от того, удастся ли следователю установить и оптимизировать психологический контакт с допрашиваемым лицом, т.е. достигнуть такого состояния, при котором люди хотят воспринимать информацию, исходящую друг от друга и способны на это (Порубов Н.И., 1973).

Допрос – это специфический вид межличностного общения. Вслед за А.А. Леонтьевым (Леонтьев А.А, 2005) мы взяли за основу тот факт, что процесс общения, в свою очередь, является особой формой деятельности. Обе стороны допроса (допрашивающий и допрашиваемый) являются активными субъектами этой деятельности. Данное утверждение предполагает тот факт, что во время допроса происходит не одностороннее воздействие одной стороны на другую. Напротив, обе стороны являются активными и воздействуют друг на друга в информативном и эмоциональном плане. Задачей следователя является с самого начала занять лидирующую позицию в диаде «допрашивающий – допрашиваемый» и контролировать процесс общения на всем протяжении допроса.

Любой допрос проходит ряд обязательных стадий. По данным стадиям возможно проследить то, как устанавливается и развивается психологический контакт с допрашиваемым, а так же те факторы, которые данному установлению и оптимизации препятствуют.

Ряд авторов по-разному выделяет стадии допроса, мы же использовали тот перечень, который был предложен В.Л. Васильевым (Васильев В.Л., 2009), по причине того, что сочли его наиболее полным. Подробнее мы остановились на тех стадиях, на которых главным образом возникает и развивается психологический контакт. Итак, выделяют следующие стадии допроса:

  • Подготовительная стадия, во время которой происходит сбор информации о допрашиваемом, его личности, социальных ролях в жизни, уровне образования и т.п. Эту стадию можно рассматривать как этап подготовки почвы для будущего контакта между допрашиваемым и допрашивающим; чем большей информацией будет располагать следователь, тем полнее он сможет составить для себя психологический портрет допрашиваемого, выработать адекватную тактику допроса.
  • Вводная стадия. На данной стадии происходит первичная ориентировка в собеседнике, корректировка составленного на предыдущей стадии психологического портрета и первичное установление контакта. Большую роль на данном этапе играет эффект первого впечатления (Волкова А.И., 2007). Также на этом этапе актуален такой психологический прием как подстройка, в основе которого лежит недирективный гипноз М. Эриксона (Эриксон М., 2007). Кроме того на данном этапе важны умения следователя по внешности человека и по манере его поведения сделать вывод о его индивидуально-психологических особенностях. Полезно также обращать внимание на его мимику, пантомимику, речь (Леонтьев А.А. и др., 1977). Их полезно будет взять на заметку для построения стратегии и тактики допроса, а также адекватно использовать психологические приемы, предложенные Л.Б. Филоновым (Филонов Л.Б., 1966) (к примеру, использование слабых сторон личности и обращение к ее лучшим сторонам).
  • Стадия достижения психологического контакта, на которой уже в полной мере возможно применение таких способов речевого воздействия со стороны следователя, как информирование, убеждение, внушение.
  • Главная стадия или стадия катарсиса (исповеди).
  • Стадия, во время которой происходит коррекция показаний допрашиваемого.
  • Стадия приведения показаний в предусмотренную законом процессуальную форму. Если подготовительную стадию допроса мы рассматривали как «подготовление почвы» для будущего контакта, то психологический подтекст данного этапа тоже можно определить как своеобразное подготовку к установлению контакта с допрашиваемым в том случае, если планируется повторный допрос.

Из всего вышесказанного можно заключить, что установление и оптимизация контакта с допрашиваемым лицом в процессе допроса является сложнейшей задачей. Фактически мы утверждаем, что продуктивность допроса во многом зависит от того, удастся ли следователю установить контакт с допрашиваемым. Таким образом, сама личность следователя играет большую роль в продуктивности данного процесса. Важно все: начиная от внешнего облика следователя до уровня его образования, культурного уровня, тактичности, профессиональных и коммуникативных навыков.

Таким образом, по нашему мнению необходима разработка и внедрение в подготовку следователей специализированных тренингов общения, вооружение их современными психологическими знаниями, которые позволят на более качественном уровне решать профессиональные задачи следователя.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Криминалистика: Учебник/ под общей ред. А. Г. Филиппова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.
  2. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск, 1973.
  3. Леонтьев А. А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2009.
  5. Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Леонтьев А.А., Шахранович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М.: Главная редакция восточной литературы издательство «Наука», 1977.
  7. Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
  8. Филонов Л.Б., Давыдов В.И. Психологические приемы допроса обвиняемого// Вопросы психологии, № 6, 1966.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика