[an error occurred while processing this directive] Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования -
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7468Ключевые слова 17850 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS

Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход

ISBN: 978-5-94051-163

Год издания: 2018

 

Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования 36

Алехина С.В., кандидат психологических наук, директор, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования, проректор по инклюзивному образованию, МГППУ, Москва, Россия, ipio.mgppu@gmail.com
Шеманов А.Ю., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология», Городской ресурсного центр по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ajshem@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена обсуждению проблемы формирования инклюзивной культуры вуза. Инклюзивная культура вуза определяется как организационная культура, содействующая как успешной реализации целей высшего образования, так и созданию в вузе инклюзивной среды — включающего сообщества, в котором базовые допущения его участников содействуют воплощению ценностей инклюзии (принятию разнообразия и обеспечению участия). В статье показано, что для формирования базовых допущений, соответствующих ценностям инклюзии, необходимо создавать и поддерживать условия для продуктивного творческого взаимодействия участников вузовского сообщества (в том числе имеющих разные возможности здоровья) и формирования их активного отношения к своим потребностям в процессе получения образования. В достижении этих целей важное значение имеет заинтересованность в творческом вкладе каждого в процессе взаимодействия, чему может способствовать, в частности, организация совместной проектной работы в разнородных группах. Ориентация вуза на формирование инклюзивных ценностей и создание включающего сообщества в вузе на основе поощрения совместной проектной деятельности в смешанных группах и активной позиции студентов в определении своих образовательных потребностей (в том числе особых образовательных нужд) составляют условия соединения целей образования и целей инклюзии как составляющих инклюзивной культуры вуза.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Влияние идеи инклюзии на образование столь системно, что можно говорить об изменениях не только организационного, программно-содержательного, но и ценностно-смыслового поля, в котором развивается современное образование. Отечественная высшая школа неоднократно и по разным причинам ставила проблему доступности образования в вузе для студента с инвалидностью.

Литература
  1. Алехина С.В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы V Международной научно- практической конференции (Чебоксары, 14 августа 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. C. 10—15.
  2. Алехина С.В., Лебедева А.А., Смольникова М.Н. «Инклюзивная повестка» высшего образования: от системы к судьбе // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сб. статей. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57 (12). С. 344—356.
  3. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.
  5. Конвенция о правах инвалидов: заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant.ru (дата обращения: 10.04.2018).
  6. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/94548/ (дата обращения: 31.01.2018).
  7. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 97—106.
  8. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Силантьева Т.А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 120—134. doi: 10.17759/chp.2015110311
  9. Оверчук Л.А., Козял А. Повышение социального потенциала образовательной среды вузов в условиях инклюзивного образования // Философия образования. 2014. № 3 (54). С. 193—204.
  10. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2018).
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant.ru (дата обращения: 10.04.2018).
  12. Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. № 1. С. 24—34. doi: 10.17759/psyedu.2016080103
  13. ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех / под ред. М. Перфильевой. М.: РООИ «Перспектива»; Владимир: ООО «Транзит — ИКС», 2007.
  14. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133—140. URL: http://socis.isras.ru/files/ File/2015/2015_12/133_140_Jarskaja.pdf (дата обращения: 28.02.2018).
  15. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Доступность высшего образования для инвалидов // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. C. 89—99.
  16. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Зайцев Д.В., Наберушкина Э.К. Политика в сфере высшего образования инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 1. С. 91—114.
  17. Barker C. Cultural Studies: Theory and Practice. With a foreword by Paul Willis. 4th ed. London: SAGE Publications Ltd, 2012. 552 p.
  18. Ferdman B.M. Paradoxes of Inclusion: Understanding and Managing the Tensions of Diversity and Multiculturalism // The Journal of Applied Behavioral Science. 2017. Vol. 53. № 2. P. 235—263.
  19. Riddell S. Social justice, equality and inclusion in Scottish education // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2009. Vol. 30. № 3. P. 283—296. doi: 10.1080/01596300903036889
  20. Shemanov A. The Methodological Considerations about the Concept of Culture: Significance for Inclusion Research in Italy and Russia // Inclusion, Citizenship and Intercultural Dialogue. Some International Perspectives / ed. by Paolina Mulè. Questioni pedagogiche e formative 10. Lecce — Brescia: Pensa MultiMedia Editore s.r.l., 2018. P. 179—190.
  21. Тhe social inclusion agenda [Электронный ресурс] // Social Inclusion. URL: http://pandora.nla.gov. au/pan/142909/20130920-1300/www.socialinclusion. gov.au/index.html (дата обращения: 15.03.2018).
  22. Wilson B. Social inclusion: Universities and regional development // Journal of Adult and Continuing Education, 2011. Vol. 17. № 1. P. 98—114.
  23. Zollers N.J., Ramanathan A.K., and Yu M. The relationship between school culture and inclusion: How an inclusive culture supports inclusive education // International Journal of Qualitative Studies in Education. 1999. Vol. 12. № 2. P. 157—174. doi: 10.1080/095183999236231
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика