[an error occurred while processing this directive] Инклюзивный подход как новая парадигма высшего образования в России: реалии и траектории развития -
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS

Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход

ISBN: 978-5-94051-163

Год издания: 2018

 

Инклюзивный подход как новая парадигма высшего образования в России: реалии и траектории развития 99

Борозинец Н.М., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дефектологии, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Россия, nataboroz@yandex.ru
Шаповалов В.К., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, shapovalov.v.k@gmail.com
Козловская Г.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, kozlovskay_galya@mail.ru
Палиева Н.А., доктор педагогических наук, советник ректора, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, nadejda.palieva@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения доступности и качества высшего образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сформулированные теоретико-методологические основания и выявленные предпосылки развития высшего инклюзивного образования отражают современное состояние данной проблемы в России. В исследовании приняли участие десять вузов Северо-Кавказского федерального округа, в которых обучается более 70% от общей численности лиц с инвалидностью и ОВЗ в регионе, получающих высшее образование. Результаты совместной работы, оказывающие влияние на социальную ситуацию в регионе в области инклюзивного образования и социального включения лиц с инвалидностью и ОВЗ, нашли отражение в высоких количественных показателях охвата целевой аудитории, популяризации данного направления развития образования в средствах массовой информации, сформированности партнерских связей участников проекта, основанных на продуктивном использовании ресурсов друг друга. Выявленные проблемы и возможности сети вузов-партнеров позволили очертить основные траектории развития высшего инклюзивного образования и конкретизировать их с точки зрения значимости и выполнимости.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в отношении лиц с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с общепризнанными правилами и нормами международного права является реализация мер, направленных на предоставление равных прав и возможностей для участия в жизни общества, в том числе равных прав на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. Ведущее место среди социальных услуг занимают услуги в области образования в целом и профессионального образования в частности.

Литература
  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5—16.
  2. Борозинец Н.М. Обеспечение доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ // Профориентационный навигатор (для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья): сб. науч. и метод. работ по обобщению опыта работы. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. 109 с.
  3. Борозинец Н.М. Северо-Кавказский федеральный университет в авангарде развития региональной системы инклюзивного образования // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: сб. материалов I Международного Интернет-симпозиума. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 220 c.
  4. Борозинец Н.М., Халяпина Л.В. Состояние готовности вузов к реализации инклюзивного высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного Интернет- симпозиума. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. 281 с.
  5. Лебедева С.С. Теоретико-прогностическая модель образования инвалидов как социальной группы: дисс. … д-ра пед. наук. СПб., 2002. 375 с.
  6. Миронова Е.А. Инвалиды как субъект социальной политики // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 4. С. 20—22.
  7. Палиева Н.А., Козловская Г.Ю., Борозинец Н.М. Проект «профориентационный навигатор» как технология инклюзивного образования детей с ОВЗ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. 1 (52).
  8. Птушкин Г.С., Бертик А.А. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов разной этиологии: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. 88 c.
  9. Старобина Е.М. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов: дисс. … д-ра пед. наук. СПб., 2004. 417 с.
  10. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. 2012. № 8. 60 с.
  11. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/stat/ (дата обращения: 01.03.2018).
Статьи по теме:
Книги по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика