Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7620Ключевые слова 18363 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS

Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход

ISBN: 978-5-94051-163

Год издания: 2018

 

Педагогическое содействие в формировании способности к самообразованию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения по программам высшего образования 91

Мартынова Е.А., доктор педагогических наук, профессор, Челябинский государственный университет (ФГБОУ ВО ЧелГУ), Челябинск, Россия, anna.ido@yandex.ru
Романенкова Д.Ф., кандидат педагогических наук, заместитель начальника, ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, droman@csu.ru

Аннотация

В статье рассмотрены методы педагогического содействия в формировании способности к самообразованию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), являющейся необходимым компонентом успешности их инклюзивного обучения по программам высшего образования. Значение такого педагогического содействия возрастает в связи с необходимостью учета трудностей, связанных с индивидуальными образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья обучающихся. Основу этой деятельности в представленной концепции представляет обучение по адаптированным образовательным программам высшего образования и включением в их содержание специальных адаптационных модулей, направленных на формирование мотивов, осознание профессиональных и жизненных задач, выстраивание моделей вероятных индивидуальных образовательных траекторий, освоение устойчивых навыков научной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий ассистивного назначения и дистанционных образовательных технологий. С помощью представленной технологии педагогического содействия обучаемые лица с инвалидностью и ОВЗ приобретают способность к самообразованию и саморазвитию, что закладывает основу независимой, активной и творческой жизни, и способствует осуществлению профессиональной деятельности в динамично меняющихся реалиях мира знаний и характера профессий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Самообразование в аспекте инклюзивного образования — объективно связанные друг с другом приоритеты образовательной политики, которая представлена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе «Доступная среда» на 2011—2020 годы и других концептуальных федеральных документах. Формирование способности к самообразованию на всех ступенях обучения переориентирует цели образования от «образования на всю будущую жизнь» к «образованию в течение всей будущей жизни».

Литература
  1. Болотова М.И., Спасская И.Ю. Профессиональное саморазвитие личности в дуальной системе обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования SCIENCE-EDUCATION.RU. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25931 (дата обращения: 12.03.2018).
  2. Государственная программа «Доступная среда» на 2011—2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г., № 1297) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime-/doc/71322384/ (дата обращения: 15.03.2017).
  3. Калугина Ю.Е., Зуйкова М.А. Готовность к профессиональному самообразованию студентов вуза // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С.111—114.
  4. Коноводова Ю.А. Самообразование — это важнейший признак качества образовательного процесса // Материалы IV международной научно-практической конференции «Педагогика: традиции и инновации» (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Изд-во «Два комсомольца», 2013. С. 204—206.
  5. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования и обзорный анализ их внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование: научно-методический журнал. Екатеринбург: ФГБОУ УГПУ, 2016. № 2 (42). C. 122—135.
  6. Мартынова Е.А. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Формирование способности к самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе обучения по индивидуальному учебному плану в профессиональных образовательных организациях [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26960 (дата обращения: 09.10.2017).
  7. Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2. С. 32—42.
  8. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: БРЭ, 1998. 416 с.
  9. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. М.: «Мнемозина», 2002. 416 с.
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_law_140174 (дата обращения: 19.07.2016).
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика