Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Инклюзивное образование как современная модель образования 3719

Акимова О.И., Оренбургский государственный педагогический университет, Россия
Полный текст

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной полити­ке в целом. Это обусловлено переориентацией общест­ва на развитие и формирование личностных качеств человека. Для XXI столетия характерно понимание, что только самореализация личности является основ­ной целью любого социального развития. Эти измене­ния в общественном сознании вызвали появление но­вой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной прак­тикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».

ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определе­ние инклюзивного образования как целостного фено­мена, предполагающего равный доступ к качественно­му образованию всех детей без исключения [2]. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии ин­теллекта и творческих способностей, балансе интел­лектуальных, этнических, эмоциональных и физиоло­гических компонентов личности.

В процессе исторического развития образователь­ная система детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) прошла путь от изоляции до инклю­зии. Историю обучения детей с особенностями разви­тия в школе можно условно разбить на следующие этапы. С начала до середины 60-х годов ХХ века — «медицинская модель», которая вела к изоляции лю­дей с ОВЗ. С середины 60-х до середины 80-х годов — «модель нормализации», интегрирующая людей с ОВЗ в общественную жизнь. С середины 80-х годов ХХ века до настоящего времени — «модель включе­ния», т.е. инклюзия [6].

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны за­дача налаживания системы инклюзивного образова­ния требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полно­ценной интеграции в общество.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности [1]. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни на­рушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слу­ха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи [4].

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здо­ровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответ­ствия критериям школьной системы. Школа выпол­няет не только образовательные функции, но и явля­ется основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каж­дого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траек­торию. Ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверен­ностью сказать, что инклюзивное образование расши­ряет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерант­ность, готовность к помощи. Инклюзивное образова­ние является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью — до­ступным и качественным образованием для всех без исключения детей [5].

Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволяет отметить, следующие принци­пы инклюзии:

  • признание равной ценности для общества всех уче­ников и педагогов;
  • повышение степени участия учеников в культур­ной жизни местных школ и одновременное уменьше­ние уровня изолированности части учащихся от обще­школьной жизни;
  • реструктурирование методики работы в школе та­ким образом, чтобы она могла полностью отвечать раз­нообразным потребностям всех учеников, проживаю­щих рядом со школой;
  • устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образователь­ные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учени­ков, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
  • различия между учениками — это ресурсы, способ­ствующие педагогическому процессу, а не препятст­вия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права учеников на получение образова­ния в школах, расположенных по месту жительства;
  • улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
  • признание роли школ не только в повышении ака­демических показателей учащихся, но и в развитии об­щественных ценностей;
  • развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; призна­ние инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе [3].

Суть данных принципов — в доступности школь­ного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический до­ступ учеников с ограниченными возможностями здо­ровья в школы — транспорт, пандусы, подъемники.

Необходимо составить такую структуру учебной про­граммы, чтобы она была наиболее мобильной, а разно­образие образовательных методик позволяло удовле­творить потребности всех учеников. Особое значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образо­вание становится реальным правом для всех.

В основе инклюзивного образования заложена по­зиция, согласно которой не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа. До этого было интегрированное образование, которое закрепле­но в Стандартных правилах, и процесс обучения детей-инвалидов в обычных школах назывался «интегриро­ванным образованием». Но сообществу инвалидов, ро­дителям детей-инвалидов не очень-то нравилось инте­грированное образование. Потому что оно, скорее, под­разумевало: есть человек больной, он другой, не такой, как все, и есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормаль­ное общество. Тогда как инклюзивное образование го­ворит, что мы все здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкрет­ному сообществу. И все дети — одаренные, плохо вла­деющие русским языком или инвалиды, — которые жи­вут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную школу. Все они — Дети.

Уже можно говорить, что переход к совместному обучению детей разных категорий в России имеет пра­вовую основу. К сожалению, большинство позитив­ных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Как и во многих прогрессив­ных законодательных актах, практически отсутствует механизм реализации, претворения их в жизнь. По этой же причине в обществе имеет место предвзятое отношение к инклюзивному образованию. В ряде слу­чаев оно связано с материально-технической неподго­товленностью учреждений системы общего образова­ния к обучению в них детей с отклонениями в разви­тии, для которых необходимы меньшие по наполняе­мости классы (от 6 до 12 человек), адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекцион-но-развивающее оборудование, иногда наставник, ко­торый был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат образователь­ных учреждений должен быть достаточно укомплекто­ван высококвалифицированными кадрами, что спо­собствовало бы более полному удовлетворению по­требностей в образовании и социальной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии, опти­мальной реализации программ социально-психологи­ческого и медицинского сопровождения.

Таким образом, проблема инклюзивного образова­ния сложна, дискуссионна, но главное — она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей. Общество должно предоставить любому человеку пра­во выбора вида образования в зависимости от его ин­тересов, потребностей, возможностей. Должна быть обеспечена, по Л. Ионину, широта предложения в об­ласти образования [1]. Несомненно, что трудностей тем больше, чем сложнее структура общества, чем яр­че выражены социальная дифференциация и социаль­ная стратификация. Без грамотного решения данной проблемы, без устранения практик ущемления кон­ституционных прав людей с отклонениями в развитии, унижения их достоинства, проявлений социальной дискриминации Россия не станет цивилизованным го­сударством.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Инновации в Российском образовании. Специ­альное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образо­ванием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2001.
  2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в Рос­сии и за рубежом / Н. Н. Малофеев. — М., 1997.
  3. Обучение детей с проблемами в развитии в раз­ных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., — 1997.
  4. Шукшунов В. От осознания парадигмы к образо­вательной практике / В. Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. — М., 1995.
  5. Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Ло-шакова // Социально-психологические проблемы об­разования нетипичных детей. — Саратов, 2002.
  6. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-Смирнова. — Саратов, 2003.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика