Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья 2055

Живицкая А.И., кандидат педагогических наук, специалист Комитета по образованию администрации Тихвинского района Ленингадской области, Россия
Полный текст

Перед системой образования России стоит задача достижения нового современного качества общего и профессионального образования. Современная систе­ма образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности независимо от ее физических возможностей. Остро ощущается потреб­ность в оказании помощи нуждающимся людям пол­ноценно включиться в жизнь общества. С одной сто­роны, это должны быть структуры профессионального образования, с другой стороны, важен аспект дополни­тельного социокультурного образования. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ос­новные образовательные программы с учетом разви­тия науки, культуры, экономики, техники, технологий, а также спроса государства и граждан, в том числе имеющих физические ограничения здоровья. До сих пор так и не существует четкого политкорректного оп­ределения этой категории граждан.

Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными воз­можностями здоровья» близки по своему содержанию. Однако же понятие «инвалид» — это медицинский тер­мин, он выражает результат экспертной оценки состоя­ния здоровья и жизнедеятельности человека, зафикси­рованной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом). В данном случае роль обучения и воспитания отводится специальной педаго­гике: дефектологии, которая изучает психофизиологи­ческие особенности аномальных детей; олигофренопе­дагогике, исследующей вопросы обучения детей с на­рушениями интеллектуального развития; коррекцион-ной педагогике, изучающей вопросы воспитания и раз­вития детей с недостатками в умственном развитии и отклонениями в поведении. Но каждая из этих отрас­лей специальной педагогики указывает, прежде всего, на ущербность объекта обучения и воспитания. А как же быть с теми, кто имеет достаточно высокий интел­лектуальный потенциал? К какому разделу педагогики стоит отнести обучение и воспитание таких людей? Ре­шение этих вопросов невозможно без определения ста­туса людей в обществе.

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее повсеместное применение в России, — более широкое и общее, но при этом вклю­чающее только лиц, имеющих статус инвалида. В ми­ровой практике существуют разные, деликатные под­ходы к определению людей с ограниченными возмож­ностями здоровья. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями» (children with special educational needs) [2]. Он используется в настоящее время в стра­нах Западной Европы и США; не ставят крест на чело­веке в целом, он по-прежнему фиксирует определен­ную изначальную ущербность, не позволяющую ста­вить таких людей в один ряд с условно здоровыми людьми.

Распространенное понятие «disabled» считается уже недостаточно уважительным по отношению к со­ответствующей категории лиц, которые не хотят себя ощущать лишенными способностей, да и не являются таковыми. Физические недостатки (слабое зрение, слабый слух, полученное в детстве физическое увечье) не повлияли на их умственное состояние. Как прави­ло, это вполне адекватные люди с высоким уровнем умственного развития и мотивационными установка­ми к получению высшего образования и самореализа­ции в обществе. Вопрос в другом — готово ли общест­во к их принятию как равных среди равных? Решение этого вопроса зависит от многих факторов, таких как духовно-нравственное состояние общества в целом; четкое и конкретное определение статуса этих людей в обществе; нормативно-правовые документы, гаранти­рующие равные возможности. В последние годы в ми­ре и в России много сделано в для того, чтобы стало возможным обучение людей, обладающих способнос­тями и достаточно высоким умственным потенциа­лом, но имеющих физические недостатки, в высших учебных заведениях.

В настоящее время ко всем группам лиц с ограни­ченными возможностями здоровья, независимо от их интеллекта, применяется только медицинский подход. «Инвалидность» делит людей на I-II-III группы. При­веду пример. У моей подруги есть сын — инвалид по зрению. Очень умный молодой человек. Победитель и призер различных олимпиад и конкурсов. Очередное освидетельствование ВТЭК (подтверждение инвалид­ности) накануне экзаменов по ЕГЭ. При получении индивидуальной программы реабилитации семья об­наружила, что этому молодому человеку предписано обучение в среднем специальном учреждении. Такое заключение сделано на основании того, что он — инва­лид по зрению с детства. Безусловно, во ВТЭКах рабо­тают профессиональные специалисты, но они прежде всего нацелены на инвалидность, стало быть, на ущербность. Проблема, возникшая у моих друзей, ре­шилась только после того, как они представили много­численные дипломы и грамоты различных олимпиад и конкурсов. Предписание на обучение в ИПР способно перечеркнуть весь процесс реабилитации и социализа­ции таких людей в обществе. Без сомнения, во ВТЭКах должны присутствовать люди, имеющие пе­дагогическую направленность и способные диагности­ровать независимо от наличия инвалидности.

Сейчас в англоязычной терминологии все больше в ходу понятие «challenged» (от англ. challenge — вы­зов). Такое понятие характеризует людей с ограни­ченными возможностями здоровья «как сталкиваю­щихся с вызовом» [2]. Ситуация, в которую попали мои друзья, — это вызов, дискриминация молодого человека как личности, обладающей способностями к самореализации. Те, кто оказывается перед возник­шей проблемой в самом начале своей жизни, как пра­вило, сильнее духом и более мотивированы к саморе­ализации при условии изначально правильного педа­гогического подхода к воспитанию и обучению в се­мье, детском саду, школе.

Вызов — это всегда ответный протест. Протест, как правило, выражается в разных видах агрессии. Но лю­ди, имеющие ограничения по здоровью и обладающие высоким интеллектом, не растрачивают свои способ­ности на проявление агрессии. Они более целеустрем­ленные. Вызов автоматически ставит человека перед проблемой выбора.

Выбор всегда направлен на преодоление ситуации или подчинение обстоятельствам. Выбор — это личное дело каждого индивидуума. Тем не менее, за содержа­нием понятия «выбор» стоит принципиально новая и важная реальность.

Выбор как педагогическая категория присутствует в исследованиях, касающихся профессионального са­моопределения, профессиональной ориентации. Вы­бор пронизывает все формы жизнедеятельности чело­века. Именно выбор позволяет соотнести внешние об­стоятельства и внутренние побуждения-потребности личности. С точки зрения педагогики, «выбор» явля­ется составной частью процесса ориентации человека в мире ценностей, побуждающего к поиску вариантов полноценного включения в жизнь общества. С точки зрения общей педагогики, у каждого человека как са­моразвивающейся личности на разных этапах жиз­ненного пути происходит переоценка ценностей, в ре­зультате которой создается ситуация выбора, которая позволяет определить сиюминутные и перспективные потребности, возникающие у личности. Начинается многократный процесс поиска вариантов удовлетво­рения потребностей. При встрече с объектом поиска возникает необходимость выбора объекта как значи­мого, имеющего личностный смысл здесь и сейчас или как определяющего цель на перспективу. Где, как и зачем будет необходима присвоенная личностью ценность — зависит от возникающей потребности. В случае неудовлетворения потребности поиск про­должается на новом витке, что способствует развитию личности.

Педагогический смысл «выбора» в данном случае состоит в том, чтобы, опираясь на выявленную сущ­ность и функции оценки, обеспечить процесс профес­сионального самоопределения и самореализации. Своеобразная передача эстафеты от потребности к по­иску, от оценки к выбору и проекции есть процесс об­ретения личностью информации (знания) осозна­ния — оценки (переживания) — выбора (присвое­ния) — построения новой потребности [1].

В настоящее время наиболее распространено пони­мание свободы личности как возможности выбора. Рассматривая свободу выбора личности в обществе, следует заметить, что «подлинно свободным общест­вом будет не то, у которого шире диапазон возможно­стей выбора, а то, в котором все граждане могут выби­рать из этого ничем более не ограничиваемого диапа­зона» [1].

Расширение доступности высшего образования для людей (слабослышащих, слабовидящих, с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата), определяе­мых с медицинской точки зрения как «инвалид», обес­печивает свободу выбора. Однако же интегрирование их в образовательной среде осложняется рядом пре­пятствующих факторов. Поэтому, с точки зрения пе­дагогики и этики, для людей, имеющих «ограничен­ные возможности здоровья», но обладающих доста­точно высоким уровнем интеллекта, необходимо вве­дение нового, более политкорректного определения, не ограничивающего понимание свободы личности, не указывающего на ущербность. Таким определением, на наш взгляд, может быть «человек, способный сде­лать выбор» (capable to make choice).

Построение инклюзивного общества и обеспечение образования для всех — важный шаг в развитии Рос­сии и каждой отдельно взятой личности. Введение в терминологию четкого политкорректного определе­ния «человек, способный сделать выбор» ставит лю­дей, имеющих «инвалидность», но обладающих высо­ким интеллектуальным потенциалом, в положение «равный среди равных».

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.
  2. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инва­лидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциаль­ной психологии: Материалы сообщений. — М.: Смысл, 2010.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика