Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью 906

Щербакова А.М., кандидат педагогических наук, профессор факультета Клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, shcherbakova.a.m@yandex.ru

Ключевые слова: создание включающей среды

Рубрика: Инклюзивная практика: среда и обеспечение

Тип: материалы конференции

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Направленность на самореализацию (по А. Маслоу, самоактуализацию [7]) отражает потребность че­ловека стать тем, кем он может стать исходя из имею­щегося потенциала. Самореализация может понимать­ся как результат стремления человека проявлять себя в значимом для него деле и конституирует активно-деятельностный аспект жизни [4], иными словами, в ка­честве главного условия самореализации личности выступает деятельность, приводящая человека к субъ­ективной удовлетворенности активностью в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотно­шений. Тем самым самореализация позволяет повы­сить качество жизни, существенно снизить риск негативных последствий трудных жизненных ситуаций, в частности, связанных с ограниченными возможностя­ми здоровья.

Литература
  1. Бандура А. Теория социального научения. — М., 2000.
  2. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2000.
  3. Зарубина А. В., Инденбаум Е. Л. Проблемы обра­зования детей с ограниченными возможностями здо­ровья в условиях общеобразовательной школы // Психология развития и образования: теория и практи­ка / Сб. науч. тр. по итогам Всерос. конф. — Иркутск, 2009.
  4. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. — Томск, 1999.
  5. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб., 2005.
  6. Кудинов С. И. Самореализация как системное психологическое образование // Научно-культуроло­гический электронный журнал «REGLA». 2007. № 16 [161]. — URL: http://www.relga.ru/Environ/Web Objects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=2092&level1= main&level2=articles.
  7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю .Б. Гиппенрейтер, . А. Пузырея. — М., 1982.
  8. Селезнева Е. В. Развитие акмеологической куль­туры личности. — М., 2007.
  9. Селигман М. Новая позитивная психология. — М., 2006.
  10. Сергиенко Е. А. Когнитивное развитие довербаль-ного ребенка // Разумное поведение и язык. Вып. 1. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. — М.: Языки славян­ских культур, 2008.
  11. Скрипкина Т. П. Психология доверия. М., 2000.
  12. Столин В. В. Самосознание личности. — М,: 1983.
  13. Цубер Й, Вейс Й, Кох У. Психологические ас­пекты реабилитации // В кн.: Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. — СПб., 2006.
  14. Щербакова А. М. Роль среды в формировании субъектной позиции ребенка с ОВЗ // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации» 12—13 мая 2010 года.
  15. Щербакова А. М. Социальная и профессиональ­ная подготовка умственно отсталых (Фламандский опыт) // Вопросы психологии детей и подростков. 2002. № 2.
  16. Щербакова А. М. Хотят ли ученики учиться? // Дефектология. 1998. № 5.
  17. Щербакова А. М, Шеманов А. Ю. Дискуссион­ные вопросы развития личности ребенка с интеллек­туальной недостаточностью // Психологическая на­ука и образование. 2010. № 2.
  18. James W. Middleton, Robyn L. Tate, Tim J. Geraghty. Self-Efficacy and Spinal Cord Injury: Psychometric Properties of a New Scale // Rehabilitation Psychology. 2003. Vol. 48. № 4. 281—288.
  19. Mahoney J. S, Palyo N, Napier G, Giordano J. The Therapeutic Milieu Reconceptualized for the 21st Century // Archives of Psychiatric Nursing. 2009. In Press.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика