Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Психологический патронаж детей с особыми потребностями и членов их семей службами экстренной психологической помощи по телефону 1062

Паксеваткина В.Ю., заведующая Отделением Экстренной психологической помощи по телефону «Телефон Доверия» МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота», Россия
Полный текст

Численность детей-инвалидов с физическими, ин­теллектуальными, психическими и сенсорными от­клонениями среди населения страны неуклонно воз­растает. И около 88 % детей-инвалидов проживают в семьях. При оказании помощи детям-инвалидам и их семьям необходимо учитывать специфические особен­ности их жизненной ситуации.

Существует много специализированных служб, кото­рые призваны оказывать помощь именно этой категории населения. Но дети-инвалиды и их родители часто имен­но в силу сложной жизненной ситуации не имеют физи­ческой возможности получать психологическую помощь и поддержку каким-либо иным способом, кроме как по телефону. Поэтому поддержку семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, стали выде­лять как одно из направлений в работе служб экстренной психологической помощи по телефону.

С точки зрения оказания экстренной психологиче­ской помощи, в проблеме «ребенок-инвалид» сущест­вует два плана: с одной стороны — семья ребенка-ин­валида, решающая комплекс взаимосвязанных про­блем выживания, социальной защиты, образования; а с другой — сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности пе­редвигаться, а в том, что он лишен обычного мира дет­ства, отделен от своих здоровых сверстников, от круга их дел, интересов, забот.

Инвалидность ребенка чаще всего, изменяет, а не­редко нарушает весь ход жизни семьи, становится при­чиной ее глубокой и продолжительной социальной дезадаптации. Обнаружение у ребенка дефекта разви­тия и подтверждение инвалидности почти всегда вы­зывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, се­мья оказывается в психологически сложной ситуации. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита.

Помощь и поддержка в период переживания горя, снятие эмоционального напряжения традиционно яв­ляется задачей служб экстренной психологической помощи. Только пережив горе, человек способен рас­смотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Появление в семье ребенка с ограниченными воз­можностями здоровья — тяжелое испытание для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство рас­терянности, подавленности могут стать причиной рас­пада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев се­мья сплачивается. Каждый из членов такой семьи под­вержен стрессу и, следовательно, каждый потенциаль­но может являться абонентом службы «Телефон Дове­рия».

С какой проблематикой могут столкнуться кон­сультанты телефона доверия при обращении члена се­мьи, имеющей ребенка-инвалида?

Рождение больного ребенка, а затем его воспита­ние, обучение и социализация являются мощным фак­тором психологического воздействия на психику ро­дителей. Поэтому они, в силу тяжести жизненной си­туации, а также в силу ее продолжительности могут быть предрасположены к развитию различных форм нервно-психической патологии. Семья посвящает се­бя больному ребенку, родители при этом склонны от­рицать собственные чувства и переживания как про­блемные, делая акцент на ребенке.

Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он не­редко из-за необходимости большего заработка стано­вится рабочим, ищет вторичные заработки и практиче­ски не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Часто он занимает все ее время, поэтому резко сужается круг ее общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то по­стоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к постоянному раздражению, со­стоянию депрессии [1].

Часто матери в уходе за ребенком-инвалидом по­могают старшие дети, редко бабушки, другие родст­венники. Наличие ребенка-инвалида может отрица­тельно влиять на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей [2]. Психологическая напря­женность в таких семьях поддерживается психологи­ческим угнетением детей в случае негативного отно­шения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии пра­вильно оценить и понять внимание родителей к боль­ному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного клима­та [3].

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно сосе­дей, которых раздражают некомфортные условия су­ществования рядом (нарушение спокойствия, тиши­ны, особенно если у ребенка задержка умственного развития или его поведение негативно влияет на здо­ровье детского окружения). Окружающие часто укло­няются от общения, и тогда дети с ОВЗ практически не имеют возможности полноценных социальных кон­тактов, достаточного круга общения, особенно со здо­ровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депри-вация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т. д.), к за­держке интеллекта, особенно если ребенок слабо адап­тирован к жизненным трудностям, социальной дез­адаптации, еще большей изоляции, недостаткам раз­вития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представ­ление об окружающем мире [5].

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоро­вья в театр, кино, на зрелищные мероприятия, созда­вая, тем самым, дополнительную изоляцию от общест­ва [4].

Семья, имеющая ребенка с отклонениями в разви­тии, переживает не один, а целую серию жизненных кризисов.

Первый — когда родители узнают, что их ребе­нок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после его рождения, или в течение первых трех лет его жизни, или на психологическом обследо­вании на медико-педагогической комиссии при по­ступлении в школу (последнее в основном касается отклонений в интеллектуальном развитии).

Второй кризисный период может быть связан с до­стижением ребенком-инвалидом школьного возраста. Бывает, что до этого момента родители «не замечают» явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая се­бя тем, что «все обойдется», «подрастет — поумнеет». И вот — приговор, что ребенок не сможет учиться в об­щеобразовательной школе, а иногда и во вспомога­тельной.

Третий кризис совпадает с подростковым возрас­том ребенка с ОВЗ. В подростковом периоде пережи­вается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — инвалид. К се­мейному кризису, связанному с подростковым возрас­том ребенка-инвалида, добавляется и кризис «середи­ны жизни» родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов.

Четвертый кризисный период — период юношест­ва, когда остро встает проблема планирования даль­нейшей жизни юноши или девушки с инвалидностью и связанные с этим вопросы получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Этот кризис се­мья переживает наиболее остро.

Пятый переломный период развития семейных от­ношений — взрослая жизнь члена семьи с ограничен­ными возможностями здоровья. Родители все чаще за­думываются, что будет с ребенком, когда их не станет.

Подводя итог, можно констатировать, что семья, имеющая ребенка-инвалида, нуждается в психологи­ческом патронаже на всех этапах развития ребенка.

Можно выделить следующие задачи телефонного консультирования семей, имеющих детей с ограничен­ными возможностями: помощь в осознании проблемы и помощь в осознании собственных чувств по этому поводу, психологическая и эмоциональная поддержка, помощь родителям в принятии своего ребенка и при­нятии себя как родителей ребенка с отклонениями в развитии. Необходимо отметить несколько важных моментов в работе с такими абонентами:

1)   при работе с семьей, имеющей детей с отклоне­ниями в развитии, консультант должен помнить, что имеет дело не только с отдельными людьми, но и со всей сложной внутрисемейной структурой;

2)   родители должны иметь желание решать су­ществующие проблемы, поскольку при консульти­ровании по телефону консультант в основном дела­ет акцент на поиск ресурсов, имеющихся у данной семьи;

3)   помимо психологической поддержки, консуль­тант предоставляет родителям еще и поддержку ин­формационную, донося до них сведения о различных реабилитационных отделениях и центрах, оказываю­щих помощь детям-инвалидам и их семьям (так как очевидно, что консультирование по телефону являет­ся только одним из видов психологической помощи детям с отклонениями в развитии и членам их се­мей).

Основными принципами консультирования семей, имеющих детей-инвалидов, являются безоценочное отношение к абоненту и уважение права абонента са­мому принимать решение, что впрочем, является об­щим принципом консультирования на телефоне до­верия, абонентом которого может быть и сам ребенок-инвалид.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида за­ключается в его изолированности от общества, в кото­ром ему предстоит жить и расти.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жес­токостью оценивают дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов форми­руются замкнутость, избегание широкого круга обще­ния, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприят­ного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети-инвалиды начинают осо­знавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. У них не­редко формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизнен­ного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают также осо­знавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Привыкание к зависимости способ­ствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближай­шее окружение.

В работе с инвалидами консультант сталкивается с различными психологическими проблемами, которые связаны с осознанием инвалидом своей «инаковости», непохожести на других людей, что, в свою очередь, по­рождает у них ощущение «чувства неполноценности». В данной ситуации перед психологом стоит, прежде всего, задача помочь абоненту принять себя таким, ка­ков он есть, и помочь сформировать компенсирующие модели поведения. Непосредственной помощью кон­сультанта телефона доверия детям с ограниченными возможностями является работа по формированию личностно-смысловой сферы экзистенциальных отно­шений ребенка с обществом. Поскольку чаще всего об­щение консультантов телефона доверия с ребенком-инвалидом носит пролонгированный характер, это об­щение начинает восприниматься ребенком как особая реальность, где он может удовлетворить свои потреб­ности в общении и принятии его как личности. При общении с разными консультантами ребенок получает возможность увидеть свою проблему с различных то­чек зрения, и это тоже позволяет ему лучше осознать себя и свое место в мире.

Немаловажной, но побочной задачей является уст­ранение дефицита общения у инвалида в условиях ог­раниченных социальных связей. Для решения этой за­дачи могут привлекаться не штатные сотрудники теле­фонов доверия в силу ограниченности их числа, а во­лонтеры, в том числе волонтеры-сверстники. У калуж­ского телефона доверия есть опыт подобной работы. Для ликвидации дефицита общения к работе привле­кались старшеклассники-волонтеры, прошедшие тео­ретическую подготовку на базе отделения психологии Муниципальной экспериментальной школы дополни­тельного образования, и тренинги непосредственно на телефоне доверия. Хотелось бы особо отметить, что новый социальный опыт получали не только дети-ин­валиды, но и сами волонтеры, имеющие возможность прикоснуться к внутреннему миру ребенка с ограни­ченными возможностями.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Проблемы семьи и детства в современной Рос­сии: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002.
  2. Грачев Л. К. Программа социальной работы с се­мьями, имеющими детей-инвалидов. — М., 2002.
  3. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возмож­ностями: книга для родителей. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  4. Психосоциальная работа с семьями и несовер­шеннолетними детьми на стадии раннего семейного неблагополучия. Научно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Цветковой. — Псков: ПОИПКРО, 2005.
  5. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями разви­тия / Никулина В. Д. 2002. № 4. С. 40—47.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика