Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья 975

Слюсарева Е.С., Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия
Полный текст

В настоящее время в системе образования прочно утвердился подход, обеспечивающий равенство воз­можностей всех субъектов образовательного взаимо­действия. Он базируется на идее инклюзивного обра­зования, в основу которого положена идеология, ис­ключающая любую дискриминацию детей, обеспечи­вающая равное отношение ко всем людям и создаю­щая особые условия для детей с особыми образова­тельными потребностями [1]. Включение ребенка в образовательное пространство возможно только при учете его индивидуальных и специфических особен­ностей, что предполагает организацию диагностичес­кой и коррекционной работы с детьми на максимально раннем возрастном этапе.

С этой целью в Ставропольском крае создана и раз­вивается дифференцированная сеть учреждений, осу­ществляющих диагностику и коррекцию нарушений развития у детей в системе образования, здравоохра­нения, социальной защиты.

Задача создания системы — разработка и апроба­ция различных моделей скринингового и углубленно­го дифференцированного обследования всех детей первого года жизни для выявления детей с подозрени­ем на отклонения в развитии и оказания разнообраз­ных форм психолого-педагогической и социальной помощи им и их семьям. Модель системы ранней по­мощи в крае основана на результатах многолетней ис­следовательской и практической деятельности специ­алистов Института коррекционной педагогики Рос­сийской академии образования [2; 4].

Проективная модель включает в себя четыре ос­новных блока.

Первый — скрининговое обследование всех детей первого года жизни — предполагает выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии без точной его квалификации, без указания на глуби­ну и характер отклонения.

На сегодня в нашей стране успешно реализуются аудиологический и ряд других скринингов новорож­денных. Заполненные в роддоме карты факторов рис­ка с отметкой о наличии фактора риска в выписке пе­редаются в поликлинику по месту жительства, где проводятся систематические наблюдения за развити­ем ребенка и все необходимые обследования. При по­дозрении на отклонение или замедленный темп в раз­витии тех или иных функций специалисты поликли­ники направляют ребенка на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование. Так, в начале 2007 года правительством Российской Федерации бы­ла принята федеральная целевая программа «Дети России» на 2007—2011 годы. В ее подпрограмме «Здо­ровое поколение» разработаны мероприятия по пунк­ту «Внедрение новых методик аудиологического скри­нинга в РФ». Были определены 4 пилотных субъекта РФ, в которых внедрена эта программа: Астраханская, Томская, Московская области и Ставропольский край. Работа начата совместно с ФГУ «Научно-клини­ческий центр оториноларингологии» Росздрава и ФГУ «Российский научно-практический центр аудио-логии и слухопротезирования» Росздрава.

Скрининг — это универсальное исследование с профилактической целью, предназначенное для выяв­ления из всех осмотренных тех индивидуумов, кто с высокой степенью вероятности имеет нарушения, яв­ляющиеся предметом скрининга. Цель аудиологичес-кого скрининга — диагностика тяжелых нарушений слуха на 1-м году жизни с последующей реабилитаци­ей, в том числе — проведение высокотехнологичного метода кохлеарной имплантации. Итогом этой работы является создание национального сурдологического автоматизированного регистра, который позволит по­лучить объективную базу данных глухих и слабослы­шащих детей на всей территории РФ, определить по­требность пациентов в слуховых аппаратах и кохлеар-ных имплантах, улучшить персональную социальную защищенность людей.

Аудиологический скрининг по приказу МЗ СК № 01-05/182 от 29.05.08 г. стал регистрироваться с 01.08.08 г. В работу включено 5 родильных домов и 5 детских поликлиник в городах Ставрополь, Буден­новск, Георгиевск, Пятигорск Ставропольского края и 2 специализированных сурдологических учрежде­ния — ГУЗ КДКБ-КДСК и ГУЗ ЦСВМП — краевой сурдофоноцентр в г. Ставрополь [3].

Аудиологический скрининг предусматривает про­ведение двух этапов. Первый проводится в родильных домах и детских поликлиниках специально обучен­ным персоналом (медицинские сестры педиатричес­кого профиля и врачи-педиатры). Цель проведения на этом этапе — выявить те или иные отклонения от нор­мы слуха.

Второй этап проводится на базе краевого детского сурдологического кабинета ГУЗ КДКБ. Его цель — выявить этиологию поражения слуха и тяжесть поте­ри слуха.

Заполненные в роддоме карты факторов риска с отметкой о наличии фактора риска в выписке переда­ются в поликлинику по месту жительства, где прово­дятся систематические наблюдения за развитием ре­бенка и все необходимые обследования. При подозре­нии на отклонение или замедленный темп в развитии тех или иных функций специалисты поликлиники на­правляют ребенка на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.

В 2009 году в Ставропольском крае родились 32 838 детей. Из них аудиологический скрининг в род­доме проведен 12 093 детям (1-й этап, 1-й осмотр), в детской поликлинике — 3814 детям (1-й этап, 2-й ос­мотр). Выявлено 507 детей, у которых аудиологичес-кий скрининг не прошел. Эти дети были направлены на 2-й этап в краевой детский сурдологический каби­нет. У 80 детей выявлено стойкое нарушение слуха, причем у 23 детей (30 %) — нарушения слуха с одной стороны [3]. Эти дети навтором-третьем годах жизни не отстают в психоневрологическим развитии от своих сверстников. В дальнейшем требуют повышенного внимания со стороны родителей, учителей.

Отсюда вторым блоком в системе ранней помощи выступает дифференциальная диагностика. которая осуществляется в детских поликлиниках, больни­цах, центрах сопровождения и психолого-медико-пе­дагогических комиссиях (ПМПК). При диагности­ке уточняется структура нарушения, определяются возможности медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции выявленных нарушений. Огромное значение приобретает отлаженное взаимо­действие в работе учреждений здравоохранения и об­разования, задействованных в выявлении детей с от­клонениями в развитии.

Ведущая цель дифференциальной диагностики — выявление уровня умственного развития ребенка для определения первичных и вторичных нарушений в сложной структуре нарушенного развития, соотнесе­ние его с уровнем возрастного развития. На основе оп­ределения уровня умственного развития ребенка оп­ределяется его оптимальный педагогический марш­рут: вид образовательного учреждения, тип образова­тельной программы и т. д.

В основе всей деятельности ПМПК лежит работа с родителями. Семья рассматривается как системообра­зующая детерминанта в социально-культурном стату­се ребенка, предопределяющая его дальнейшее психо­физическое и социальное развитие. Семья — микросо­циум, в котором ребенок не только живет, но в кото­ром формируются его нравственные качества, отноше­ние к миру людей, представления о характере межлич­ностных связей. В современных исследованиях выяв­лена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенное развитие ребенка: чем сильнее проявля­ется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.

Современный подход к семье, воспитывающей ре­бенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально облада­ющую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. В связи с этим возникает необхо­димость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семьи, воспитыва­ющих детей с ограниченными возможностями. Следу­ет констатировать, что отсутствие комплексной систе­мы государственной психологической помощи семь­ям, воспитывающим детей с отклонениями в разви­тии, не позволяет многим из них реализовать свои важнейшие жизненные потребности, одной из кото­рых является потребность в обеспечении здоровья и будущего своего ребенка. Психологическая травмати-зация родителей больных детей с течением времени инвалидизирует их личность. Это и объясняет потреб­ность создания государственной системы психологи­ческого сопровождения таких семей.

Процедура консультирования родителей в услови­ях ПМПК имеет свою специфику, поскольку не выде­ляется в самостоятельную задачу, а включается непо­средственно в единый взаимосвязанный и взаимо­обусловленный диагностико-консультативный про­цесс.

Ранняя медико-психолого-педагогическая коррек­ция детей с нарушениями ЦНС, речевыми проблема­ми, сенсорными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта организуется как в детских поликлиниках по месту жительства, так и учреждениях социальной защиты населения и в учреждениях образования.

Анализ опыта Ставропольского края показывает, что на сегодняшний день в крае создана и развивается сеть дифференцированных образовательных учрежде­ний: 12 учреждений для детей, нуждающихся в психо­лого-педагогической и медико-социальной помощи, 13 государственных дошкольных образовательных уч­реждений компенсирующего вида и целый ряд групп компенсирующей направленности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях комбини­рованного вида [3]. В настоящее время внедряются и расширяются такие формы коррекционного воздейст­вия, как надомное обучение и группы кратковремен­ного пребывания при образовательных учреждениях.

Однако следует отметить, что несмотря на достиг­нутые результаты, в большинстве случаев начало ран­ней коррекционной помощи по-прежнему приходится на двухлетний возраст.

Таким образом, признавая инклюзию одной из форм интегрированного образования на современном этапе, следует учитывать, что первым и самым глав­ным принципом интеграции является интеграция че­рез раннюю коррекцию.

Как реализация права каждого ребенка на наследо­вание культурного, социального опыта человечества осуществляется в сфере и средствами образования, так и преодоление ограничений в этом праве, устране­ние, предупреждение вторичных отклонений в разви­тии осуществляется в сфере и средствами образова­ния, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного [2].

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь де­тям с отклонениями в развитии как одно из приори­тетных направлений современной специальной (кор-рекционной) педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 3.
  2. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядниц-кая Н. А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации // Дефектология, 2007. № 6.
  3. Ранняя диагностика и технологии ранней помо­щи детям с ограниченными возможностями здоро­вья / Под ред. Л. Л. Редько, А. Ф. Золотухиной. — Ста­врополь, 2010. 100 с.
  4. Стребелева Е. А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2— 3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001. № 4.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика