Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Социальное партнерство на рынке дошкольного образования 616

Гориненко Е.Н., МДОУ Детский сад комбинированного вида № 167, Россия
Полный текст

Сегодня детский сад является участником общего рынка: труда, образования, сферы услуг. Детский сад продает именно услуги, и в этой ситуации учитывает­ся потребительская ценность услуг и потребительская удовлетворенность родителей.

Спрос определяется уровнем рождаемости и качеством образовательных услуг. Рождаемость, сколько бы нас ни убеждали, не связана с национальными проектами. Дания тратит на эти цели 4 % от ВВП, Франция 3 % уже более 25 лет. Посчитано, что Россия должна потратить на увеличе­ние уровня рождаемости не менее 30 триллионов долларов без всякой гарантии на прирост населения. Рождаемость в России будет колебаться и, может быть, повышаться.

Известно также, что сегодня родителями становятся чаще к 30 годам. У современных родителей появляется разумный подход к выбору образовательного учрежде­ния. Обычно решение принимает мама, платит папа. Не­обходимо учитывать, что люди разных возрастных групп по-разному воспринимают информацию: выбирая дошкольное образовательное учреждение, они оценива­ют качество услуг конкретного детского сада. На рынке образования каждое ДОУ имеет свою специфику:

  • услуги ДОУ можно узнать, только их получив;
  • услуга одновременно и поставляется и потребляется;
  • качество услуги непостоянно;
  • услугу нельзя вернуть.

Участников рынка образования может ожидать ло­вушка. Рекламируя услуги, детский сад невольно фор­мирует иллюзию. Родитель, ожидавший большего, пси­хологически чувствует, что его обманули. Неумение и незнание предъявить качество услуг (бесплатных и платных) может повлечь за собой жалобы родителей.

Образовательное учреждение самостоятельно осуще­ствляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. По ФЗ «Об образовании» социальным заказчиком декларирова­ны родители, но выполнение заказа финансирует учреди­тель. На фоне общего диссонанса детский сад комбиниро­ванного вида должен сохранить конкурентоспособность на рынке образования и организовать интегрированное (инклюзивное) воспитание и обучение в предлагаемых обстоятельствах хронического недофинансирования.

Социологи уже несколько лет прогнозируют рост бю­рократического давления и уменьшение реальной под­держки учредителя. Сегодня мы наблюдаем появление ча­стных детских садов, и, вероятно, будет и впредь происхо­дить размежевание потоков и конкуренция. Выиграют те детские сады, которые, оставаясь формально государствен­ными, смогут приспособиться к индивидуальным запро­сам заказчика, т. е. развиваться в сторону улучшения каче­ства предоставляемых услуг. И рассчитывать ДОУ все ча­ще приходится на себя, а значит, на поддержку родителей.

Как убедить родителей прийти именно в наш дет­ский сад и затем активно участвовать в решении про­блем не только педагогических, но и хозяйственных?

Наш детский сад был построен 25 лет назад, причем возводили здание наспех. Огрехи скоростного строитель­ства постоянно напоминают о себе. Финансируется наш сад, как и все дошкольные учреждения: бюджетных денег едва хватает на ликвидацию аварийных ситуаций, теку­щий ремонт и приобретение необходимого оборудования.

В 2000 году родители решили создать обществен­ную организацию НП «Радуга», чтобы ежегодно орга­низовывать летний оздоровительный лагерь для млад­ших школьников с нарушением зрения на базе нашего ДОУ. Уставные задачи НП определены так:

  • социальная поддержка материнства и детства;
  • создание условий для эффективного использо­вания потенциала ДОУ № 167.

Члены организации проводят благотворительные акции, привлекают спонсорскую помощь для расши­рения оздоровительных услуг детского сада и улучше­ния их качества. Поскольку деятельность НП прово­дится на общественных началах, то спонсорская по­мощь поступает периодически, и в смете доходов ее планировать проблематично.

В 2006 году детский сад заключил договор о благотво­рительной помощи с БОФ «Российский фонд милосер­дия и здоровья». Фонд является членом Европейского со­юза обществ милосердия. Уставные задачи фонда по со­циальной поддержке и защите прав инвалидов, по содей­ствию программам их реабилитации совпадают с целями нашего учреждения по апробации разного уровня образо­вательных и реабилитационных программ. Учет благотво­рительных поступлений и их расходования ведет бухгал­тер фонда. Детский сад использует финансовые средства строго по назначению в соответствии с Указом Президен­та РФ № 1134 от 31.08.1999 г. «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений РФ», с дого­вором и предоставляет необходимую документацию роди­тельскому комитету и правлению фонда. Доля спонсор­ской помощи в обновлении материально-технической ба­зы детского сада ежегодно составляет от 25 до 58 %.

Это результаты социального сотрудничества в, так сказать, денежном исчислении. Не менее значимо актив­ное долговременное сотрудничество с родителями, обще­ственными и другими организациями в повышении каче­ства кадрового обеспечения. В 2009 году в целях подго­товки квалифицированных кадров специалистов по рабо­те с детьми с нарушением аутистического спектра ВРОО «Искра надежды» провела на базе ДОУ № 167 обучаю­щий семинар. В 2007 г. НП «Радуга» выступила инициа­тором проекта «Детский сад для всех». Цели проекта:

  • Включение родителей особых детей в процесс со­циальной интеграции, обучение родителей адекватно­му восприятию дефекта, активная помощь в развитии потенциала ребенка;
  • Планомерное формирование отношения общества к детям с ОВЗ как к полноценным и равноправным гражданам страны.

Воронежская областная библиотека для слепых проводит информационные дни с обзором новинок специальной литературы и благотворительные акции «Иллюстрированные книжки для слепых детей». Наш детский сад активно сотрудничает с общественными организациями и государственными учреждениями, создавая все условия для того, чтобы каждый ребенок нашел свой оптимальный путь развития.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика