Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Технология «Портфолио» как эффективная форма повышения качества социогуманитарного знания в инклюзивном образовании 986

Кудряшова И.Ю., ГОУ СОШ № 593 с углубленным изучением английского языка, Санкт-Петербург, Россия
Полный текст

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года, особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностя­ми здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой кон­цепции разработана и утверждена программа конкрет­ных мероприятий на 2010—2015 гг., в которой предус­матривается возможность получения образования для лиц с ОВЗ в любом из выбранных ими образователь­ных учреждений. Не будем останавливаться на техни­ческих возможностях последних — проблем действи­тельно много и не только материально-технического характера. На наш взгляд, гораздо более серьезная проблема — готовность педагогического состава школ к подобным изменениям.

Следует признать, что в нашей стране уже можно говорить о формировании системы дошкольного и на­чального школьного инклюзивного образования. Од­нако такой системы пока не существует в средней и старшей школе. Нам, учителям-предметникам, прихо­дится всерьез готовиться к тому, что в классы придут дети с ОВЗ. Безусловно, определенный опыт работы с такими детьми есть практически у каждого педагога, но сейчас мы говорим о системе. Каждый учитель по­нимает, что для качественной результативной работы в новых условиях от него потребуется, прежде всего, овладение новыми образовательными технологиями. Хочу остановиться на опыте использования одной из таких инновационных технологий — «портфолио». Практика показала, что данная технология может рас­сматриваться и в инклюзивном образовании в качест­ве достаточно эффективного инструмента по органи­зации и управлению образовательным процессом. С ее помощью складывается наглядная и целостная карти­на, отражающая систему оценки качества образования по предмету (отдельным модулям, темам). Технология «портфолио» позволяет качественно и тактично реа-лизовывать дифференцированный подход, осуществ­лять индивидуализацию учебного процесса с учетом не только умственных, но и физических данных уче­ников, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности». Еще раз хочу под­черкнуть — тактично, так как данный аспект, на наш взгляд, является важным в инклюзивном образова­нии.

Цель применения данной технологии — обеспечить каждому ученику условия для максимального разви­тия его способностей, удовлетворения познаватель­ных потребностей, развития личностных компетенций в процессе освоения содержания образования. В со­временных условиях модернизации образования, пе­рехода к новым образовательным стандартам одним из основных аспектов изменений является переход от си­стемы «мне дали знания» к системе «я хочу получить их сам», а технология «портфолио» предоставляет для этого широкие возможности как учителю, так и само­му ученику. Речь идет о новом понимании учебного процесса как стимулирующего саморазвитие школь­ника путем повышения его самооценки, свободы вы­бора им видов, способов, средств деятельности. Воз­можность выбора не только создает условия для раз­вития индивидуальности, но и учит самостоятельнос­ти, способствует качественной социализации ребенка. Роль учителя в этом случае, по мнению специалистов, заключается в «создании необходимых условий для становления учащегося как свободного и самостоя­тельного субъекта деятельности. Другими словами, он должен организовать такое взаимодействие в системе «учитель-ученик», в котором школьник осуществлял бы самоуправление учением» [2, с. 41].

Что же такое технология «портфолио»? В научной литературе мы встречаем различные подходы к опре­делению самого понятия «портфолио». Принято счи­тать, что оно появилось еще в эпоху Возрождения в творческой среде художников и архитекторов, кото­рые систематизировали работы в специальных папках. В ХХ веке портфолио прочно закрепилось в политиче­ской, финансовой и культурной сферах. Идея созда­ния и использования его в образовании возникла в се­редине 80-х годов в США, в начале XXI века портфо-лио получило широкое распространение и в России. Однако до недавнего времени в российском образова­нии оно рассматривалось преимущественно как «пап­ка индивидуальных достижений», простой набор ма­териалов, документов, свидетельствующих о позитив­ных результатах деятельности субъекта.

Сформировавшийся в современном российском образовании технологический подход позволяет рас­сматривать «портфолио» как одну из успешных инно­вационных педагогических технологий, включающую в себя не только простой набор работ учащегося, сви­детельств его достижений за определенный период обучения, но и динамику результатов самостоятель­ной деятельности, прогрессирующей непрерывной си­стемы самооценки и самоконтроля. Иными словами, «портфолио, независимо от его вида, представляет со­бой одновременно форму, процесс организации и тех­нологию работы учащихся с продуктами их собствен­ной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития ре­флексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности» [1, с. 40]. Таким образом, при применении технологии «портфолио», акцент смеща­ется с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку. В этом, по мнению большинства специалистов, состоит глав­ное преимущество технологии «портфолио», и с этим нельзя не согласиться. Однако в данном контексте не­обходимо рассматривать эту инновационную техноло­гию с точки зрения ее преимуществ для применения в инклюзивном образовании.

«Портфолио» — качественно новый подход, на­правленный не просто на получение знаний, но и на развитие творческой, исследовательской, проектной деятельности учащегося, развитие его критического отношения к своей деятельности, повышение само­оценки на основе свободы выбора видов деятельности, форм ее реализации с учетом собственных возможнос­тей и доступности средств достижения поставленных познавательных задач. Ученик в данной технологии рассматривается как субъект познавательной деятель­ности, он овладевает умением учиться и критически оценивать ее результаты. Именно в свободе выбора со­стоит главное преимущество технологии «портфолио» в инклюзивном образовании (безусловно, при нали­чии иных составляющих, среди которых едва ли не главное — профессионализм педагога).

Хочу остановиться более подробно на примере применения технологии «портфолио» в процессе пре­подавания курса «История России». Как и любая ин­новационная технология, технология «портфолио» неотделима от иных современных технологий, боль­шинство из которых используется комплексно, в не­разрывной связи. В данном конкретном случае речь идет о первом модуле в курсе отечественной истории «Восточные славяне в древности». Он рассчитан на 6 уроков. В структуру модуля входят уроки различного типа. Первый урок — ознакомительная лекция по теме «Восточные славяне в древности» с широким исполь­зованием мультимедийных пособий, позволяющих сделать урок более увлекательным и продуктивным. Модуль включает урок — практикум работы с истори­ческой картой и анализом исторических источников; интегрированный урок истории, музыки и рисования по теме «Материальная и духовная культура восточ­ных славян в VI—VIII вв.»; обобщающий урок с эле­ментами игровой деятельности. Уже на первом уроке учащиеся получают рабочие листы со структурой мо­дуля, основными направлениями предстоящей рабо­ты. Это позволяет ученикам осознать круг изучаемых вопросов и определить свои основные действия. При подобном построении изучения темы технология «портфолио» оказывается незаменима. Она учитывает все стадии и формы обучения, дает свободу выбора средств и форм выполнения заданий, подразумевает взаимопомощь и поддержку одноклассников, включе­ние в процесс обучения родителей как полноправных участников процесса. К концу изучения темы в порт-фолио ученика по модулю накоплен материал, позво­ляющий ему на последнем уроке самостоятельно оп­ределить уровень и качество освоения материала, вы­явить пробелы и определить достоинства. Домашнее задание по результатам изучения темы состоит в ре­флексивном комментарии — анализе не изученного материала, а самого хода работы над темой: что понра­вилось, что особенно удалось, что не получилось, как можно улучшить свои результаты при изучении сле­дующего модуля.

При построении рабочих листов для портфолио ученика в инклюзивном классе учитель должен учи­тывать многие факторы. Среди них — четкость постав­ленных перед учащимися целей и задач; условия, по­вышающие их мотивацию; структура будущего порт-фолио (планирование этапов работы, возможное со­держание). Но особое внимание педагог должен обра­тить на доступность и альтернативность источников и средств обучения, продумывание системы ученичес­кого самоконтроля, творческий характер заданий. При правильном учете последних к концу изучения темы у ребенка формируется комплект материалов различно­го характера — исторический словарь персоналий, тер­минов и понятий; творческие рисунки и (или) презен­тации; выполненная контурная карта; список исполь­зованных источников и интернет-ресурсов; листы, от­ражающие работу с историческими документами; по­лезные материалы одноклассников и пр.

Технология «портфолио» позволяет индивиду­ально решать многие проблемы инклюзивного обра­зования. Для некоторых учеников с особо ограничен­ными двигательными функциями подобное портфо-лио — возможность полноценно реализовать свои способности (в электронном виде с помощью про­стейших компьютерных программ). Роль учителя при создании модульного портфолио — научить уче­ника уже на этом этапе всесторонне использовать ин­тернет-ресурсы (интернет как поисковая система, как электронная библиотека, как исторический архив, как средство связи и электронной почты, как вирту­альный музей и др.).

Таким образом, опыт работы с технологией «порт-фолио» в инклюзивном образовании позволяет к чис­лу его достоинств отнести следующее:

— возможность для учителя дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения с учетом ог­раниченных возможностей здоровья учеников, прак­тически не акцентируя на этом внимания самих обуча­ющихся;

— важность не столько результата, сколько самого процесса создания портфолио, развивающего индиви­дуальность обучающегося и его творческие личност­ные компетенции;

— возможность для ученика осуществлять само­оценку своей самостоятельной познавательной дея­тельности и совершенствовать ее в процессе создания портфолио, работы с ним, обмена опытом с однокласс­никами, родителями и учителем.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Сапегин К. В. Образовательная технология «Портфолио» // Директор сельской школы. 2010. № 3. С. 40—59.
  2. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика