Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Особенности обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ санаторно-лесная школа № 7 774

Шпитальская И.Ю., директор ГОУ Санаторно-лесная школа №7, Москва, Россия
Полный текст

ГОУ санаторно-лесная школа № 7 находится в 60 км от Москвы на берегу Истринского водохранили­ща в лесном массиве экологически чистого района.

Контингент учащихся школы — дети с заболевани­ями нервной системы (невротические реакции, ММД, ЗПР), с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП, поражение суставов, черепно-мозго­вые травмы), мочевыводящих путей, сердечно-сосуди­стой системы, обмена веществ, органов дыхания, же­лудочно-кишечного тракта, с онкологией, часто боле­ющие дети, а также дети, имеющие нарушения психо­эмоциональной сферы, в том числе с аутистическим спектром расстройств.

Основная задача работы СЛШ № 7 состоит в со­здании эффективной инклюзивной среды, включаю­щей в себя образовательную, социальную, оздорови­тельную и реабилитационную составляющие, и рав­ных условий для реабилитации и успешной социаль­ной адаптации детей с ОВЗ. Комфортная для ребенка среда характеризуется гибкостью и динамичностью системы приоритетов, терапевтической эффективнос­тью всех компонентов среды, возможностью выбора в конструируемом пространстве.

Инклюзивная среда СЛШ № 7, базирующаяся на психолого-педагогической поддержке каждого учаще­гося, включает в себя следующие компоненты:

  • оздоровление и реабилитация;
  • основное образование;
  • дополнительное образование;
  • театрально-концертная деятельность;
  • адаптивный спорт (фитнес, командные соревно­вания);
  • социализация;
  • эргономика пространства.

СЛШ № 7 функционирует не только как образова­тельное, но и как реабилитационное учреждение. На территории школы создана безбарьерная среда. Кор­пуса и помещения школы приспособлены для жизне­деятельности детей с ОВЗ.

Оздоровительный средовой компонент школы представлен реабилитационным модулем и медицин­ским корпусом, где дети имеют возможность система­тически получать фито-чаи, кислородные коктейли, жемчужные, лекарственные, гидромассажные ванны, физиопроцедуры, ручной и аппаратный массаж.

Школа располагает таким оборудованием, как ауто-гравитационная кушетка, массажный стол с псевдоки­пящим слоем, соляная пещера, ингаляторий, мини-сау­на «Кедровая бочка», крио-сауна, гидротерапевтичес­кий бассейн, спа-капсула, инфракрасная кабина, обору­дование для парафинотерапии, электролечения (мио-ритм, амплипульс, УВЧ и СВЧ-аппараты, аппарат УФО-облучения), стоматологическое оборудование.

Врач школы после осмотра и изучения выписки из медицинской карты делает назначения и формирует индивидуальную программу оздоровления каждого учащегося.

В свою очередь, в рамках реабилитационной про­граммы работают психологи и логопеды-дефектологи СЛШ № 7. Специалисты психологической службы проводят коррекционно-развивающие и обучающие групповые и индивидуальные занятия с учащимися в сенсорной комнате. Основной акцент в индивидуаль­ной работе делается на коррекции нарушений у детей с ОВЗ. Групповая форма работы имеет своей целью снятие барьеров в социальном взаимодействии между нормально развивающимися детьми и детьми с ОВЗ.

Сенсорная комната СЛШ № 7 представляет собой специально оборудованное помещение, где дети иссле­дуют окружающее, пребывая в безопасной и комфорт­ной обстановке, наполненной разнообразными стиму­лами.

Для проведения групповых и индивидуальных за­нятий в сенсорной комнате имеется большое разнооб­разие развивающих игр (настольных и напольных) и наборов (Пертра, тактильных, визуальных, слуховых).

В индивидуальной работе с детьми с ОВЗ приме­няются элементы арттерапии с использованием стола для рисования с нижней подсветкой и игры в песок. Это способствует развитию творческого воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, «за­землению» негативных переживаний и просто достав­ляет огромное удовольствие от процесса созидания.

В сенсорной комнате имеются куклы-перчатки. Игры с куклами-перчатками позволяют решать важ­ные коррекционные задачи — способствуют формиро­ванию позитивных установок, эмоциональной и мо­торной адекватности, коммуникативных навыков.

Педагоги-психологи в работе с детьми, в том числе и с ОВЗ, используют типсы. Типс-моделирование раз­вивает абстрактное мышление, творческие способнос­ти, мелкую моторику, внимание и воображение, а так­же улучшает настроение и повышает жизненный то­нус.

Образовательная составляющая СЛШ № 7, вклю­чающая основное и дополнительное образование, име­ет следующие особенности.

  1. Сменный состав учащихся. Дети учатся в тече­ние одной учебной четверти (редко — в течение двух или трех четвертей).
  2. Разнородность подготовки учащихся, приходя­щих из разных школ (разные программы обучения), включая разнородность их физических возможностей.
  3. Комплексность педагогического, психологичес­кого и медицинского сопровождения ребенка в обра­зовательном процессе.

Педагоги СЛШ № 7 работают по государственным образовательным программам, адаптированным для обучения детей с ОВЗ, с использованием индивиду­ального подхода.

Обучение ведется по трем ступеням (начальная школа, среднее и старшее звено) по шестидневной ра­бочей неделе с седьмым развивающим днем и продол­жительностью урока 40 минут.

Организация учебной деятельности проводится с учетом строгой дозировки учебной нагрузки, соблюде­ния гигиенических требований (свежий воздух, опти­мальный тепловой режим, хорошая освещенность, чи­стота) и благоприятного эмоционального настроя.

В процессе обучения применяются:

  • электронные курсы, созданные по всем общеобра­зовательным дисциплинам;
  • технологии учебных циклов по усвоению клю­чевых понятий по блочной системе подачи материа­лов;
  • экспериментальные методы обучения, стимули­рующие активность;
  • свобода выбора учащимся форм и уровня слож­ности заданий;
  • активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
  • индивидуальный подход.

Использование на уроках ИКТ-технологий обеспе­чивает наглядность, высокое качество учебного мате­риала и различную методику его подачи.

В процессе обучения используются конспекты. Де­ти достаточно быстро их запоминают и воспроизводят.

Все конспекты, лекции, тесты по теме курса разме­щаются в оболочке «MOODLE», что позволяет регу­лировать темп прохождения учебного материала, до­зировать объем информации и дифференцировать за­дания исходя из возможностей и потребностей учаще­гося.

Система дополнительного образования СЛШ № 7 ориентирована на решение терапевтических задач и рассматривается как вспомогательная терапия в ходе комплексной реабилитации, включающей агротера-пию, ипотерапию, музыкотерапию, изотерапию, сюжетно-ролевые игры.

В школе работает 30 мастерских, студий и секций: гончарная мастерская, изостудия, народные ремесла, театральная студия, хореографическая студия, музы­кальный театр, лаборатория проектной деятельности, теннисный клуб, лоскутная графика, мастерица (бисероплетение, народная кукла), спорт-клуб, фитнес-клуб, боевые искусства, флорбол, шахматно-шашечный клуб, выжигание, тренажерный зал, клуб любите­лей караоке, витражная живопись, школа коневода, резьба по дереву, ковроткачество.

Также в СЛШ № 7 большое внимание уделяется театрально-концертной деятельности учащихся, включающей концерты, выставки, мастер-классы, уча­стие в конкурсах. Театрально-концертная деятель­ность способствует преодолению комплексов и стра­хов у детей, выявлению их новых возможностей, спо­собностей и повышению самооценки и рейтинга в дет­ском сообществе.

Школьное телевидение является дополнительным стимулом для развития активности ребенка, самостоя­тельности выражения собственного мнения, личной жизненной позиции.

Таким образом, поддерживаемые в СЛШ №7 прин­ципы равности, доступности и избыточности среды способствуют как успешной социальной адаптации де­тей с ОВЗ, так и безусловному принятию самим обще­ством таких детей.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика