Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды ГОУ санаторно-лесной школы № 7 648

Бражник Ю.В., педагог;психолог ГОУ Санаторно;лесная школа№7, Москва, Россия
Васина М.В., учитель;дефектолог ГОУ Санаторно-лесная школа №7, Москва, Россия
Покидченко Т.А., педагог-психолог ГОУ Санаторно-лесная школа № 7, Москва, Россия
Полный текст

ГОУ санаторно-лесная школа № 7 — молодое обра­зовательное учреждение (образовано в декабре 2006 года). Мы называем нашу школу школой равных возможностей, где дети учатся друг у друга, помогают друг другу и все вместе становятся сообществом, чле­ны которого способны к взаимодействию. Нашей це­лью является создание микросоциума детей и взрос­лых, где любой готов откликнуться на зов «помоги мне сделать это самому» (М. Монтессори), и при этом каж­дый участник образовательного пространства знает: «Он такой же, как я, а может даже и лучше!».

Основной контингент нашей школы — это дети с за­болеваниями нервной системы (невротические реак­ции, ММД, ЗПР), нарушением функций опорно-двига­тельного аппарата (ДЦП, поражение суставов, черепно-мозговые травмы и др.), мочевыводящих путей, сердеч­но-сосудистой системы, нарушением обмена веществ, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, онко­логией, часто болеющие дети, а также дети, имеющие нарушения психоэмоциональной сферы, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Дети с нару­шением функций опорно-двигательного аппарата, при­езжающие к нам, часто в мегаполисе не имеют возмож­ности посещать школу и занимаются на дому.

В ГОУ санаторно-лесная школа № 7 создана необ­ходимая безбарьерная среда, которая включает в себя информационную, эмоциональную, коммуникатив­ную и эргономическую составляющие.

Эргономика пространства основана на материаль­но-технической базе (пандусы, подъемники, лифты), что дает безбарьерный доступ ко всем объектам обра­зовательного учреждения. Для организации правиль­ного ортопедического режима во время занятий в шко­ле установлена специальная мебель.

В соответствии с российским законодательством, дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах сис­темы общего образования, по индивидуальным про­граммам специальных коррекционно-образователь-ных учреждений.

В СЛШ № 7 дети с ограниченными возможностя­ми здоровья (физическими, интеллектуальными и другими особенностями) включены в общеобразова­тельную развивающую среду, где все дети учатся, от­дыхают и живут вместе. Педагогическая система уч­реждения построена таким образом, что ребенок с осо­бенностями получает не только образование и необхо­димые навыки общения в среде сверстников, но и воз­можность и поддержку для преодоления социальных последствий дефектов развития. Для этого организо­ваны занятия с психологами, дефектологами и логопе­дами. Учитель-дефектолог, логопед и психолог прово­дят занятия, опираясь на компенсаторные механизмы каждого ребенка, на то, что он может, несмотря на на­рушение.

Приоритетной задачей нашего учреждения на дан­ном этапе мы видим развитие инклюзивной образова­тельно-развивающей среды. С одной стороны, среда — это та или иная совокупность условий и влияний, ок­ружающих человека, где он является субъектом, и сре­да для него нечто значимое. С другой стороны, среда — это источник развития человека (человек выступает одновременно продуктом и творцом своей среды), ко­торый составляет физическую основу для жизни и де­лает возможным интеллектуальное, моральное, обще­ственное и духовное развитие.

Развивающая образовательная среда должна быть насыщенной, обеспечивать всех субъектов образова­тельного процесса возможностями для эффективного личностного развития, стимулировать появление мо­тивации к деятельности и активности. Важнейшая ха­рактеристика среды — ее когерентность, т. е. обеспече­ние возможности каждому учащемуся и воспитаннику выбирать себе занятие по интересу. Для этого в школе работает широкий спектр кружков дополнительного образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важной задачей является решение проблемы их социализации и интеграции в обществе. Социаль­ная адаптация детей с проблемами в развитии сущест­венно затруднена в силу ограничений, накладываемых первичным дефектом, провоцирующим появление вторичных и третичных дефектов. Именно вторичны­ми нередко являются нарушения высших психических функций, речи, общения. В связи с этим ребенок или подросток с ограниченными возможностями, как пра­вило, оказывается в условиях социальной и психоло­гической изоляции.

С другой стороны, мы можем наблюдать со сторо­ны детей без ОВЗ непонимание, как общаться с осо­бым ребенком, неумение увидеть, почувствовать и по­нять другого. Между обычным ребенком и ребенком с особенностями может долго не устанавливаться кон­такт, они не умеют взаимодействовать между собой.

Для решения вышеозначенной проблемы психоло­гической службой нашей школы был разработан и проведен тренинг «Воспитание толерантности у детей среднего и старшего звена школы».

При работе над материалами тренинга мы ставили перед собой следующую цель: повышение уровня адекватности и успешности ребенка в социальном ми­ре, где расширяется диапазон восприятия многообра­зия мира людей и повышается психологическая вы­носливость личности. Основные задачи тренинга — формирование толерантного отношения к особым лю­дям и воспитание позитивного отношения к социаль­но уязвимым группам детей. Посредством подборки разноплановых упражнений мы решали поставленные цели и задачи во время проведения тренинга.

В ходе работы тренинга мы отмечали у детей:

  • расширение словарного запаса и кругозора;
  • выстраивание нового понимания социального мира;
  • развития умения принимать другого таким, ка­кой он есть;
  • улучшение взаимодействия с другими на основе осознавания его (другого) уникальности.

Таким образом, стирается грань между обычным и необычным ребенком. Дети с ограниченными возмож­ностями здоровья получают опыт быть принятыми в сообщество обычных, здоровых детей, новые импуль­сы к развитию, повышают свои шансы адаптироваться к нормальной социальной жизни. Дети с обычным раз­витием — возможность познакомиться с особыми де­тьми, научиться принимать и понимать их, выстраи­вать с ними взаимоотношения.

Психолого-педагогической службой нашей школы детям с ограниченными возможностями здоровья на­ряду с другими детьми оказывается постоянная психо­логическая и коррекционная помощь. Целью психоло­го-педагогического сопровождения учебно-воспита­тельного процесса является обеспечение развития ре­бенка соответственно его возможностям, а также ком­фортного обучения в среде здоровых сверстников. За­дачи психолого-педагогического сопровождения учеб­ного процесса в санаторно-лесной школе:

  • развитие и коррекция психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи);
  • помощь в усвоении учебных навыков;
  • коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
  • помощь в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • развитие психолого-педагогической компетент­ности учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическая помощь направлена на регуляцию эмоционального состояния ребенка или группы детей, профилактику возможных психологи­ческих затруднений, диагностику и коррекцию сло­жившихся неблагоприятных психологических состоя­ний, высших психических функций. Специалистами психолого-педагогической службы используются ме­тоды работы: диагностика, консультирование, коррек­ция и развитие, просвещение и профилактика имею­щихся нарушений.

В санаторно-лесной школе дети с тяжелыми наруше­ниями здоровья находятся вместе с законным предста­вителем (чаще с мамой), и есть возможность работать не только с ребенком, но и с его семьей. Такое направление, как сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в условиях ин­клюзии, приобретает стратегическое значение, посколь­ку на переходном этапе становления и развития данного вида образования семья испытывает страхи и имеет трудности не меньшие, чем педагоги и администрация. В этом направлении усилия психолого-педагогической службы направлены на снижение эмоционального дис­комфорта в связи с заболеванием ребенка, формирова­ние у родителей адекватного отношения к болезни ре­бенка, воспитание и развитие адекватных родительско­детских отношений и стилей семейного воспитания (как известно, дети с тяжелыми нарушениями особенно часто оказываются в ситуации гиперопеки, что препятствует развитию самостоятельности в социуме).

Для успешного развития инклюзивного образова­ния необходимо не только создание законодательной базы, регламентирующей порядок обучения и аттеста­ции детей с ОВЗ, но и изменение сознания учителей, которые в своей практике не сталкивались с проблема­ми специального образования. В санаторно-лесной школе № 7 с помощью научных сотрудников ведущих московских ВУЗов, а также силами специалистов пси­холого-педагогической службы проводятся семинары и практикумы по развитию представлений о психофи­зических особенностях детей с ОВЗ, видах коррекци-онных и реабилитационных мероприятий, что способ­ствует непрерывному повышению квалификации пе­дагогического состава.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика