Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в Социально-педагогическом колледже МГППУ 1123

Головина Л.Е., СПК МГППУ, Москва, Россия
Полный текст

Профессиональное обучение каждого трудоспо­собного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходи­мым с целью развития профессиональных и личност­ных компетентностей, способствующих формирова­нию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.

Ведущими ресурсами уровня образованности насе­ления, развитости образовательной и научной инфра­структуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицирован­ных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уде­ляется повышению качества профессионального обра­зования лиц с ограниченными возможностями здоро­вья (ОВЗ), что невозможно без активизации иннова­ционных процессов в данной сфере, повышения твор­ческого потенциала, интеграции образовательной, на­учной и практической деятельности.

В соответствии с Конституцией и Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» все граждане Российской Федерации могут бесплатно получить высшее или среднее профессиональное об­разование в государственных и муниципальных уч­реждениях на конкурсной основе независимо от со­стояния здоровья. Федеральный закон «О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 году, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой — обеспече­ние инвалидам равных с другими гражданами воз­можностей в реализации гражданских, экономичес­ких, политических и других прав и свобод, предус­мотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права и междуна­родными договорами Российской Федерации. Од­ним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологичес­кой и социально-экономической реабилитацией яв­ляется возможность получения полноценного обра­зования, приобретения такой специальности, кото­рая дает возможность стать полноценным членом об­щества.

Реализация государственной политики в области образования лиц с ОВЗ осуществляется на основе фе­деральной целевой программы развития специального образования, что является составной частью феде­ральной программы развития образования.

Ведущей целью программы развития образования на 2006—2010 годы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем созда­ния новых институциональных механизмов регулиро­вания в сфере образования, совершенствования содер­жания и технологий образования.

В основу обучения лиц с ОВЗ мы заложили следу­ющие положения:

  • удовлетворение потребностей общества в специа­листах со средним профессиональным образованием;
  • удовлетворение потребностей личности в интел­лектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
  • формирование у студентов с ОВЗ гражданской по­зиции и трудолюбия, развитие ответственности, само­стоятельности и творческой активности.

Интегрированная форма обучения лиц с ОВЗ предполагает формирование в колледже атмосферы доброжелательности, признание за ними равного пра­ва на обучение, осуществление политики равных воз­можностей.

Правильно организованный учебно-воспитатель­ный процесс профессионального обучения студентов с ОВЗ в стенах колледжа позволяет эффективно и каче­ственно формировать общетрудовые и профессио­нальные умения и навыки, подготовить их к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

Обучение студентов с ОВЗ в системе массовых колледжей сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как администрация, преподаватели, так и они сами. Трудности возникают при организации обу­чения лиц с ОВЗ: комплектование групп, определение содержания, методов и приемов обучения. Они обуча­ются по учебным планам, программам и учебным по­собиям, предназначенным для обычных студентов, ко­торые не всегда на достаточном уровне адаптируются, время на усвоение содержания программ не увеличи­вается.

В СПК МГППУ студенты с ОВЗ попадают в новые по сравнению со школой условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в орга­низации своей учебной деятельности. Из-за отсутст­вия ежедневного контроля за учебной деятельностью студенты должны организовывать себя на ежедневную самостоятельную работу по приобретению новых зна­ний и умений. Совместное обучение и общение с дру­гими студентами в колледже, несомненно, связано у них и с определенным психическим напряжением.

Чтобы преодолеть эти трудности и организовать учебную и внеучебную деятельность студентов, были созданы следующие условия:

1.  Специально организованная среда:

  • специально приспособленное здание (наличие пан­дусов, оборудованных туалетов для колясочников и т. п.);
  • компьютерные классы; кабинет педагога-психолога; бассейн.

2.  Педагогическое сопровождение:

  • взаимодействие студентов с учебной частью, ме­тодистами, социальными педагогами, преподавателя­ми, педагогами-психологами;
  • контроль посещения учебных занятий;
  • контроль за текущей аттестацией, сдачи зачетов и экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ;
  • индивидуальная работа (контроль ликвидации академических задолженностей, при необходимости — организация документального оформления академиче­ских отпусков, организация индивидуальных консуль­таций студентов в случаях длительного отсутствия, по­мощь в организации самостоятельной работы студен­тов с ОВЗ в случае заболевания, коррекция взаимодей­ствия преподаватель-студент с ОВЗ в учебном процес­се, при приеме экзаменов, защите курсовых работ);
  • организация учебных практик студентов с ОВЗ (составляется на каждого);
  • выработка рекомендаций для педагогов по во­просам специфики организации обучения.

3.     Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, которое включает в себя:

  • консультативную работу со студентами, педаго­гами и родителями студентов;
  • психодиагностические динамические процедуры на всех этапах психологической работы;
  • психопрофилактику и коррекцию личностных искажений у студентов с ОВЗ;
  • повышение мотивации к процессу обучения в колледже.

Основная цель психологического сопровожде­ния — интегративное включение студентов с ОВЗ в образовательную среду колледжа.

Психологическая служба обеспечивает полноцен­ное психическое и личностное развитие студентов колледжа в соответствии с их индивидуальными воз­можностями и особенностями в процессе воспитания и обучения, а также профилактику нарушений психи­ческого здоровья обучающихся.

4.  Методическое сопровождение включает в себя:

  • содействие персональному обеспечению студен­тов с ОВЗ учебно-методическими материалами по дисциплинам государственного стандарта;
  • перевод учебных и методических материалов на электронные носители;
  • консультацию педагогов по вопросам организа­ции педагогического процесса (методистами и педаго­гами-психологами).

Психолого-педагогическое сопровождение студен­тов с ОВЗ осуществляет учебно-производственная ла­боратория СПК МГППУ. Специалистами учебно-про­изводственной лаборатории была разработана техно­логия психолого-педагогического сопровождения сту­дентов с ведением определенной документации. На каждого студента составляется индивидуальная карта, которая содержит в себе следующие документы:

  • общие сведения о студенте;
  • акт обследования жилищно-бытовых и матери­альных условий жизни студента;
  • анкета студента (структурно анкета включает в себя 5 основных блоков — общие сведения о студен­тах, социально-бытовые условия проживания, взаимо­отношения со сверстниками, взаимоотношения с ро­дителями в семье, обучение в колледже);
  • информационная справка о студенте;
  • режим дня студента с ОВФЗ;
  • рекомендации педагогам по организации и про­ведении учебного процесса (данная рекомендация со­ставляется на каждого студента).

Проводится работа по оптимизации форм, мето­дов обучения и изложения учебного материала с уче­том индивидуальных особенностей студентов дан­ной группы в рамках образовательного стандарта. Сотрудники лаборатории оказывают семье студента с ОВЗ психолого-педагогическую, информационную поддержку, помощь в организации совместного до­суга.

Студентам предоставляется помощь в составлении индивидуального распорядка дня, обеспечивающего реализацию программы обучения, а также помощь в правильной организации рабочего места. Педагогами-психологами проводится индивидуальная и групповая психологическая работа.

Сотрудниками лаборатории осуществляется кон­сультативная работа по проблемам-запросам студен­тов с ОВЗ, их родителей и педагогов. Одним из на­правлений по адаптации и интеграции студентов с ог­раниченными возможностями здоровья является вне-учебная работа, проводимая в колледже. Студенты с ОВЗ участвуют в культурно-массовых, физкультур-но-спортивных, научно-просветительных мероприя­тиях, ездят на экскурсии по Москве, посещают театры, выставки.

Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы, что процесс адаптации студентов с ОВЗ к ус­ловиям обучения в СПК МГППУ может быть эффек­тивным, если:

  • принимаются во внимание особенности адаптацион­ного процесса студентов, проявляющиеся в его индиви­дуальном характере, динамике, определяемые рядом ин­дивидуально-личностных и социальных фактов;
  • формируется в процессе обучения положительная установка на будущую деятельность.

В целом процесс адаптации динамичен и приво­дит к изменению личности. Эффективность это­го процесса определяется потенциалом человека, единством следующих критериев: эмоционального комфорта, вхождением в студенческое общество, от­ношением к учебе и будущей профессии, сформиро-ванностью социально и профессионально значи­мых качеств. Отсутствие специальных условий, на­правленных на поддержку студента с ОВЗ в период адаптации в профессионально-образовательном про­цессе, приводит к проявлению дезадаптивных черт личности.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика